Компании оказались зажаты между низким спросом и растущими издержками

По данным ЦБ, предприятия в регионах готовятся повышать цены, несмотря на кризис сбыта
Переход в низкий ценовой сегмент обеспечил большую чувствительность к скидкам и акциям, которые продавцы начали раньше обычного/ Максим Стулов / Ведомости

Отказ властей от введения жестких карантинных ограничений позволил в значительной степени сдержать падение потребительского спроса. К такому выводу пришли аналитики Банка России в докладе «Региональная экономика: комментарии ГУ Банка России», подготовленном на основе мониторинга почти 13 000 нефинансовых предприятий по всей стране.

Так, в большинстве макрорегионов опрошенные предприятия торговли и сферы услуг отмечают снижение спроса, однако не столь глубокое, как в весенние месяцы. Наиболее существенное ухудшение розничных торговцев по спросу зафиксировано в Волго-Вятском регионе. Зато в Южном федеральном округе потребительская активность в некоторой степени восстановилась благодаря турпотоку из других регионов.

В краткосрочной перспективе, отмечается в докладе ЦБ, спрос поддержат продолжающиеся новогодние распродажи. А также внутренние туристы, которые в каникулы отправятся путешествовать по регионам. «Так, предприятия Северо-Запада отмечают, что в Карелии, Ленинградской области, а также Великом Устюге уже забронировано большинство объектов размещения, – подчеркивается в документе. – Предприятия южных регионов также сообщают о полной загрузке в гостиницах на территории сочинских горнолыжных курортов».

Ценовые ожидания предприятий продолжают повышаться. Многие предприятия в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах и розничной торговле подтвердили планы по пересмотру отпускных цен вследствие роста издержек, в том числе из-за ослабления рубля. На Дальнем Востоке повышение годовой инфляции было также связано с дефицитом китайских овощей в связи с введенными ограничениями на границе.

Мягкие денежно-кредитные условия продолжали поддерживать экономику, но вызвали ряд негативных эффектов. В корпоративном сегменте задолженность субъектов МСП продолжила расти, несмотря на завершение действия большинства льготных программ. Благодаря продлению программы льготной ипотеки объем кредитования на ипотечном рынке увеличивался, но и рост цен на жилье ускорялся. «Банки и девелоперы продолжали отмечать тенденцию к перетоку сбережений граждан со срочных вкладов на рынок недвижимости», – констатируется в докладе. Особенно активный рост доли сбережений, альтернативных банковским депозитам, зафиксирован в Московском регионе.

Изменились и потребительские предпочтения россиян. Люди отказывались от дорогой одежды и обуви, выбирали более дешевые ткани. Переход в низкий ценовой сегмент обеспечил большую чувствительность к скидкам и акциям, которые продавцы начали раньше обычного. Возврат потребления к нормальному уровню, по мнению бизнеса, возможен не раньше второй половины 2021-го – 2022 г.

Соответственно, предприятия сообщают о сокращении своих инвестиционных планов. «Компании ориентируются на заявления правительства и его представителей о возможном окончании этой пандемии к лету 2021 г., – считает главный аналитик «Алор брокера» Алексей Антонов. – Учитывая время на возврат к нормальному уровню потребления и реакцию предприятий на изменение спроса, прогноз о возобновлении инвестиционной активности не раньше второй половины следующего года выглядит реалистичным».

Еще один фактор, сдерживающий активность предприятий, – многочисленные прогнозы аналитиков о начале следующего кризиса и мирового спада экономики уже в начале 2021 г., что неизбежно приведет к новой волне ослабления рубля, отмечает Антонов. «Предприятия, завязанные на экспорт и поступление импортных расходных материалов, вынуждены учитывать эти прогнозы в своих планах», – указывает он.

Аналогичные прогнозы делают и ученые Высшей школы экономики (ВШЭ). «На базу 2019 г. экономика выйдет, по нашим расчетам, не раньше весны 2022 г. при благоприятном сценарии поведения ковида, – отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. – Это прогноз не только для нас, но и для всех стран. Это форс-мажор, и ничего страшного я в этом не вижу. Все экономики развиваются циклично. У нас сейчас рецессия, после которой обязательно будут подъем и экономический бум. И мы в условном 2022 или 2023 году отобьем все эти потери 2020 г.».