Депутаты Госдумы предложили отдавать часть поступлений НДС в регионы

Это сделает бедные регионы еще беднее, предупреждают эксперты
Евгений Разумный / Ведомости

Депутаты Госдумы от «Единой России» Олег Колесников и Андрей Барышев внесли на рассмотрение парламента проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (с целью финансовой поддержки регионов и развития малых городов)». В нем законодатели предложили отдавать регионам часть сборов НДС, которые сейчас полностью поступают в федеральный бюджет.

«По расчетам Минфина, поступления в федеральный бюджет от НДС составят в 2020 г. 639 млрд руб., в 2021 г. – 686 млрд руб., в 2022 г. – 737 млрд руб., – отмечается в пояснительной записке к законопроекту. – Однако и размер дотаций регионам не уменьшается. Размер дотаций зависит прежде всего от возможности региона обеспечивать свой бюджет самостоятельно, в том числе от наличия производственных мощностей. Перераспределение доходов от НДС между федеральным бюджетом и бюджетами регионов на этапе формирования бюджета на будущий период позволит бюджетам регионов самостоятельно распределять бюджет, выделяя наиболее важные отрасли, что в дальнейшем позволит увеличить доходность соответствующего бюджета».

Эксперты считают такой подход излишне упрощенным, а саму идею расщепления НДС – бесперспективной. «Предлагаемое изменение подходов к финансовому выравниванию основано на представлении, что не ушедшая с территории сумма НДС останется в доходах регионального бюджета и это позволит сократить размер дотаций, – объясняет руководитель центра налоговой политики НИФИ Минфина Миляуша Пинская. – На практике такое вряд ли произойдет, поскольку механизм исчисления и уплаты НДС подразумевает возмещение налога из бюджета. Причем в масштабе одного региона сумма возмещения может превышать сумму начисленного налога. К примеру, по данным 2019 г., поступления в федеральный бюджет из 16 субъектов Российской Федерации были отрицательными». И это хроническая ситуация, добавляет эксперт.

«Есть регионы, где преимущественно представлены отрасли, которые продуцируют не доходы бюджета по НДС, а возмещения, т. е. отрицательные поступления, – указывает научный сотрудник лаборатории развития налоговой системы Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Елисей Леонов. – В законопроекте предлагается отдавать 40% сборов НДС региону. А что делать с теми регионами, где НДС отрицательный из-за возмещений? Нельзя к этому налогу подходить, как к алкогольным акцизам, – суть и механика НДС другая».

При этом нельзя сказать, что замысел парламентариев вовсе лишен экономического смысла, тем более что в истории России были периоды применения такого подхода. «В 1994–1998 гг. в федеральный бюджет зачислялось 3/4 поступлений, в 1999–2000 гг. пропорция расщепления составляла 85% на 15%, – рассказала Пинская. – С 2001 г. НДС перестал позиционироваться как регулирующий налог, решающий задачу межбюджетного выравнивания».

Доходы от НДС довольно успешно расщепляют в Германии, где налоги используются для предварительного финансового выравнивания регионов. «НДС – это очень удобный налог. Он хорошо считается, хорошо собирается, а те налоги, которые зачисляются в региональные бюджеты сейчас (налоги на прибыль и на доходы физических лиц), хуже считаются, хуже прогнозируются, – отмечает доктор экономических наук, профессор ВШЭ Мстислав Афанасьев. – С точки зрения регионов расщепление НДС выглядит более привлекательным».

Но если представить, что подобное расщепление НДС все же состоится, то вместе с повышением финансовой устойчивости региональных бюджетов придется секвестировать расходы федерального бюджета. «Столь кардинальные решения в отношении основного бюджетообразующего налога (применительно к федеральному бюджету) без появления альтернативного источника неизбежно приведут к бюджетному дефициту, – предупреждает профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г. В. 

Плеханова Сергей Колчин. – Для борьбы с которым придется секвестировать расходы федерального бюджета, в том числе дотации регионам». На это же указывает Минфин. «Выпадающие доходы федерального бюджета составят порядка 15%, что может привести к значительному дефициту федерального бюджета и невозможности исполнения его обязательств, – заявили «Ведомостям» в пресс-службе министерства. – А передача на уровень субъекта части дохода от налога увеличит также непредсказуемость и неравномерность доходной базы бюджетов субъектов».

В итоге реализация депутатской задумки приведет к разбалансировке системы доходов и расходов на уровне федерального бюджета, за счет которого финансируется множество социальных расходов и экономических проектов. «Цепочка создания стоимости (и уплаты НДС) проходит по всей стране, таким образом, налог ложится экономическим бременем на конечного потребителя (на гражданина или на бюджет), а в случае экспорта – возмещается экспортеру. Поэтому предлагаемая норма, будь она реализована, приведет к радикальному перекосу в распределении НДС по субъектам», – указывает директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.