Регионы погружаются в долги

Рефинансировать дешевые бюджетные кредиты им придется дорогими коммерческими
Евгений Разумный / Ведомости

У российских регионов в этом году может сильно вырасти объем краткосрочных долгов, что отрицательно скажется на их кредитоспособности, предупредило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА). Дефициты региональных бюджетов, возникшие в 2020 г. в результате сильного прироста расходов бюджетов на здравоохранение и социальную политику, пришлось частично финансировать за счет наращивания долга – он вырос на 18% почти до 2,5 трлн руб. впервые с 2016 г., отмечается в докладе АКРА.

И хотя краткосрочные бюджетные кредиты были своевременной мерой и помогли субъектам сократить расходы на обслуживание госдолга, в июле 2021 г. эти средства предстоит вернуть, что под силу немногим. Поэтому субъекты Федерации по-прежнему испытывают потребность в рефинансировании долгов, причем рефинансировать дешевые бюджетные кредиты придется дорогими коммерческими – в правительстве подготовлен проект постановления, согласно которому получение нового бюджетного кредита от Федерального казначейства будет возможным только после погашения бюджетного кредита, полученного в 2020 г.

«Вновь прибегнув к банковским кредитам, регионы рискуют на год зафиксировать высокую долю краткосрочного долга, учитывая нежелание банков предоставлять долгосрочные кредиты по низкой ставке. В результате высокая доля краткосрочного долга негативно скажется на кредитном качестве субъектов Федерации», – предупреждают эксперты АКРА.

Другими словами, это означает угрозу финансовой стабильности регионов, поясняет директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Однако он уверен, что федеральный центр обострения финансовых проблем субъектов Федерации не допустит. «В прошлом году трансферты регионам из федерального бюджета выросли на рекордные 54%, это оказалось больше их выпавших доходов. Вряд ли теперь их оставят без помощи», – рассуждает Широв.

360 млрд руб.

такая сумма заложена на текущий год в казначействе для предоставления краткосрочных кредитов регионам

При этом он подчеркивает, что заставлять регионы рефинансироваться в коммерческих банках, мягко говоря, нерационально, так как потом государство заплатит за это двойную цену: ему придется рефинансировать коммерческие кредиты еще и с процентами. «Думаю, рефинансирование нынешних кредитов будет осуществляться за счет бюджетных средств или кредиты будут пролонгированы», – считает Широв.

Профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич отмечает, что до сих пор в современной российской истории региональных дефолтов не случалось. «Были технические просрочки и рефинансирования», – говорит она, подчеркивая, что финансовое положение регионов хоть и остается тяжелым, но все-таки улучшается. «Совокупный дефицит бюджетов российских регионов по итогам пандемийного 2020 года достиг 762,2 млрд руб., что составляет 5% от совокупного объема их бюджетных доходов, – указывает она. – В разгар кризиса дефицит был больше – 7,8%. При этом долговая нагрузка сильно выросла не у всех регионов: в 48 регионах объем госдолга вырос, в 15 – не изменился, в 22 – снизился. Так что ситуация плохая, но не смертельная».

«Финансовое состояние регионов, по нашим оценкам, останется в умеренно стабильном состоянии, дефолты им не грозят, – отмечает главный аналитик ГК «Алор брокер» Алексей Антонов. – Дополнительная нагрузка на бюджеты, образовавшаяся из-за трат на борьбу с пандемией и резкого экономического спада, будет постепенно реструктурироваться – сначала за счет краткосрочных займов в банках, преимущественно Сбербанке (ставка не может быть более 5,25% или в некоторых случаях 8%, срок – до 8 месяцев, иногда – максимум 2,5 года), а потом бюджетными кредитами Федерального казначейства под 0,1% со сроком до 240 дней. Также правительство в конце прошлого года указало на то, что готово списывать часть долгов регионов перед центром в случае успешной реализации масштабных инвестиционных проектов – сумма списания в данном случае должна быть равна объему поступивших в федеральный бюджет налогов».

Антонов также отмечает, что в федеральном бюджете уже предусмотрены трансферты регионам в объеме от 130 млрд до 150 млрд руб. «Если учесть, что на текущий год в казначействе заложена максимальная сумма для предоставления краткосрочных кредитов регионам в размере до 360 млрд руб., а общий размер бюджетных кредитов за прошлый год составил 220 млрд руб., то в целом зарезервированных средств должно хватить для покрытия краткосрочных нужд регионов, так что критической ситуации по обслуживанию долга удастся избежать», – уверен он.