Война Банка России против экосистем выходит на уровень правительства

Российские власти по примеру США и КНР озаботились регулированием экосистем
Российские бизнес-экосистемы формируются вокруг банков, т. е. их правильнее называть не «цифровыми», а «финансовыми» / ЕВГЕНИЙ РАЗУМНЫЙ / ВЕДОМОСТИ

Растущая мощь бизнес-экосистем становится предметом беспокойства правительств во всем мире, и прошлый год это ярко продемонстрировал. Сначала конгресс США заявил, что интернет-гиганты Google, Amazon, Apple и Facebook превратились в «монополии, каких мы не знали со времен нефтяных баронов и железнодорожных магнатов».

Затем власти Китая заблокировали IPO финансового монстра Ant Group, дочерней структуры Alibaba Джека Ма. Суть претензий правительств к экосистемам, в общем, одна – они плохо поддаются государственному контролю и перестраивают национальную экономику под собственные интересы, зачастую вопреки интересам государства и общества. Теперь к этой борьбе готовится подключиться Россия – правительство и Банк России всерьез озаботились проблемой регулирования деятельности экосистем.

При этом власти больше всего обеспокоены перспективой попадания российских граждан в зону влияния иностранных экосистем – такой вывод можно сделать из информации СМИ о концепции регулирования цифровых экосистем, главной целью которой указывается обеспечение конкурентоспособности российских компаний и «развитие конкуренции для всех участников глобального цифрового рынка».

Однако российские бизнес-экосистемы имеют большое отличие от большинства иностранных – они формируются вокруг банков, т. е. их правильнее называть не «цифровыми», а «финансовыми». Поэтому неудивительно, что в нашей стране борьбу с ними возглавляет Центробанк.

Напомним, что еще в 2019 г. Банк России выпустил нашумевший доклад «Подходы к развитию конкуренции на финансовом рынке», в котором указывал, что некоторые крупные игроки продают финансовые и нефинансовые продукты через экосистемы, ограничивая доступ других игроков к каналам дистрибуции. «Это создает нерыночные конкурентные преимущества для тех организаций, которые получили доступ к сети, укрепляет позиции крупных игроков – администраторов экосистемы и создает барьеры роста для поставщиков финансовых услуг, доступ которым к экосистеме был ограничен», – отмечалось в документе. Очевидно, что главной мишенью этой критики был «Сбер».

За прошедшие почти два года неприязнь регулятора к экосистемам только усилилась, доказательством чего может служить новый доклад Банка России «Экосистемы: подходы к регулированию», представленный для общественного обсуждения.

В нем ЦБ указывает, что широкое проникновение в нашу жизнь экосистем требует модернизации антимонопольного и трудового законодательства, закона об информации и других нормативных актов. При этом ЦБ, как и правительство, ставит целью формирование рынка, на котором будут доминировать национальные, а не иностранные экосистемы. Но главным риском называет доминирование отдельных игроков, недобросовестную конкуренцию, монополизацию технологий и отдельных сегментов рынка, дискриминацию участников экосистем.

«Крупнейшие технологические компании, выросшие в этой среде, обладают не только огромными массивами данных и сформированными сетевыми эффектами, но и практически неограниченными финансовыми ресурсами для своего инновационного развития, что бросает вызов конкурентной среде, ставит производителя в зависимость от правил и тарифов экосистем, привязывает к себе потребителя и зачастую определяет его модель потребления», – соглашается с этим подходом Дмитрий Уваров, член Ассоциации юристов России.

Также ЦБ отмечает, что в контексте потребителей неконтролируемое развитие экосистем способно привести к риску неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточному уровню информационной безопасности и защиты от мошенничества. В России, где ЦБ отмечает лидирующую роль финансового сектора в создании экосистем, под ударом могут оказаться кредиторы и вкладчики банков, на базе которых формируются экосистемы. «Это риски, связанные с выходом банков в новые для них нефинансовые отрасли, в том числе стратегический риск, риск вынужденной поддержки, риск информационной безопасности», – отмечено в докладе.

Участники рынка называют эти опасения регулятора своевременными и справедливыми и допускают, что экосистемы создают возможность для злоупотреблений рыночным положением банка за счет партнерства или контроля небанковских организаций.

«С одной стороны, банки предлагают партнерам льготные условия кредитования, тем самым позволяя им в значительной степени демпинговать по сравнению с другими маркетплейсами или сервисами, а с другой – дополнительно обогащают свои скоринговые данные и получают преимущество по сравнению с банками, не имеющими таких партнеров, с точки зрения знаний о клиенте, более качественного скоринга клиентской базы и более низкой стоимости обслуживания клиентов», – поясняет основатель TalkBank Михаил Попов.

Среди рисков, которые становятся все актуальнее для клиентов экосистем, он особенно выделяет ценовую дискриминацию, когда одним клиентам показываются более дорогие товары, чем другим, в зависимости от их покупательной способности. «Например, стоимость такси на одном и том же маршруте для разных пользователей будет разная. При этом сами агрегаторы такси это опровергают, но множественные факты говорят обратное. Похожая ситуация может складываться в электронной коммерции, где цены тоже динамично меняются, и понять, общая ли цена для всех или она показывается исключительно для одного пользователя, сложно», – отмечает Попов.

Некоторые эксперты считают, что стремительное строительство экосистем неизбежно приведет к усилению цифрового тоталитаризма. «Компании стремятся завладеть пользователями во всех сферах жизни и замкнуть их на своих сервисах, так как при помощи экосистем и суперприложений намного проще и быстрее собирать персональные данные, отслеживать привычки людей и их потребности», – отмечает Ольга Турунина, юрист «Легес-бюро». Для пользователей ловушка заключается в том, что они сами добровольно делятся всей необходимой информацией о себе, подчеркивает эксперт.

Напомним, что чуть раньше в «Обзоре российского финансового сектора и финансовых инструментов» Банк России указал еще на один риск экосистем – финансирование убыточных направлений деятельности за счет прибылей банка: «В 2020 г. у крупнейшего банка наблюдался рост выручки от нефинансовых сервисов (название банка ЦБ не указывает, но дает ссылку на статью в СМИ про «Сбер». – «Ведомости») <...> однако прибыль от нефинансовых секторов до вычета налогов, процентов и амортизации была отрицательной. При этом убыточность нефинансовых сервисов может говорить о том, что развитие экосистемы требует финансирования одних направлений бизнеса за счет других, т. е. формирование такой экосистемы может подразумевать перекрестное финансирование. В подобной ситуации цель нефинансовых сервисов – удержать клиента в рамках экосистемы, в то время как финансовые сервисы выступают основным генератором прибыли».

Примечательно, что в конце марта о рисках регулирования экосистем заявил и глава ВТБ Андрей Костин. «Мы уверены, что рано или поздно такая модель столкнется с ужесточением регулирования, как это было в Китае, когда жестко дали по рукам Alibaba за попытку выхода из цифрового в финансовый бизнес, – отметил он. – Какие-то ограничения, я думаю, будут вводиться, чтобы избежать такого сращивания, монополизации этих процессов. Наконец, сегодня такие экосистемы приносят только убыток, хотя он может быть зашит в «другие расходы».

Первостепенными задачами, которые важны для всех без исключения участников экосистем, эксперты называют необходимость законодательного разделения цифровых платформ и экосистем, а также установление квалифицирующих признаков для них. «Кроме того, изменения должны коснуться антимонопольного законодательства, – объясняет заместитель гендиректора «Алор брокера» Максим Дремин. – В идеале, вероятнее всего, российский рынок может прийти к тому, что на нем будет функционировать несколько крупных нацэкосистем, которые смогут выдерживать признаки здоровой конкуренции».

Пока же, считают эксперты, конкуренция экосистем на начальной стадии их развития в России играет в первую очередь на руку самим клиентам, которые получают различные бесплатные сервисы, льготы, баллы лояльности. «Их переманивают из одной экосистемы в другую, повышая качество своих услуг и давая расширенные привилегии. Если говорить о новых законах, то здесь важно сохранить состязательность игроков, чтобы не возникало ситуации, когда потребители стали заложниками той или иной экосистемы и с них дополнительно взимают плату за переход в другую либо как-то еще ограничивают их возможности перехода», – говорит Попов.