Россия денонсирует налоговое соглашение с Нидерландами

Компании готовятся выводить оттуда свои структуры, пока СОИДН еще действует
СОИДН между Россией и Нидерландами было подписано в 1996 г. и действует в отношении налогов по всем видам доходов, а не только процентов и дивидендов/ Michael Luenen / PIXABAY

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СОИДН) между Российской Федерацией и Нидерландами. Одновременно соответствующий законопроект был внесен в Госдуму. «Российская сторона предложила нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были согласованы с Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Мальтой, – говорится в пояснительной записке к проекту закона. – Королевство Нидерландов не согласилось с предложением Российской Федерации, настаивая на расширении перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам».

СОИДН между Россией и Нидерландами было подписано в 1996 г. и действует в отношении налогов по всем видам доходов, а не только процентов и дивидендов. «Соглашение регламентирует, в частности, порядок уплаты налогов при получении доходов от авторских прав и лицензий, от международных перевозок, от недвижимого имущества, от работы по найму, получения пенсий, премий, пособий, гонораров и т. д., – пояснил «Ведомостям» управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. – В отсутствие особого порядка, устанавливаемого двухсторонним соглашением, все эти вопросы будут регулироваться местным законодательством».

Минфин РФ в августе 2020 г. предложил Нидерландам пересмотреть СОИДН, увеличив ставку налога на вывод капитала в той или иной форме с 5 до 15%. В феврале этого года Амстердам выразил готовность подписать новый договор, если в него войдут льготы для реального частного голландского бизнеса, инвестирующего в Российскую Федерацию. Но компромисс так и не был найден. «Предлагаемые условия являются неприемлемыми для голландской стороны, поскольку ущемляют интересы реального голландского бизнеса, осуществившего значительные инвестиции в российскую экономику, – считает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова. – В этой связи дальнейшее развитие ситуации с СОИДН не выглядит оптимистично».

Срок действия СОИДН не устанавливается, так что любое из них может быть расторгнуто по решению одной из сторон. «Каждое из государств может денонсировать соглашение по дипломатическим каналам путем передачи уведомления о денонсации по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с момента вступления в силу соглашения, – говорится в пояснительной записке к законопроекту о денонсации налогового соглашения. – В таком случае соглашение прекращает свое действие в отношении налоговых лет и периодов, начинающихся после окончания того календарного года, в котором передано уведомление о денонсации».

Таким образом, действие ­СОИДН между Россией и Нидер­ландами может быть прекращено уже с 1 января 2022 г. «Шанс на сохранение СОИДН, на мой взгляд, пока есть, но времени остается катастрофически мало, – отмечает партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев. – И поле для маневров очень ограниченно: вряд ли российский Минфин согласится на существенное отдаление новой версии договора с Нидерландами от «кипрского образца».

Тем не менее у сторон остается возможность продолжения переговоров. «Пока это выглядит как усиление переговорной позиции России с обозначением жестких сроков (до конца июня 2021 г.) достижения договоренностей на российских условиях, – считает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Кирилл Никитин. – Очевидно, законопроект будет принят в парламенте в весеннюю сессию 2021 г., но до подписания его президентом у голландцев остается возможность согласиться с российскими предложениями по ключевым параметрам и сохранить договор».

Разрыв соглашения с Нидерландами может спровоцировать переформатирование корпоративных структур российских холдинговых компаний. «Мы видим, что группы, у которых голландская субхолдинговая компания находится под российским холдингом, рассматривают возможность ликвидации такой субхолдинговой компании, – отмечает Токарев. – Причем ликвидировать нужно быстро, пока СОИДН еще существует. Ведь в случае разрыва соглашения дивиденды, распределяемые из Нидерландов в РФ, будут облагаться налогом у источника выплаты в Нидерландах и снизить его будет невозможно».

Эксперты отмечают, что налоговые льготы уже становятся недоступными для многих российских компаний, выплачивающих доходы из России, и разрыв СОИДН с Нидерландами не сильно повлияет на такие компании. «Вместе с тем не исключено, что некоторые компании задумаются о переезде в другие юрисдикции, о пересмотре отношений внутри группы, с тем чтобы сохранить налоговую нагрузку на прежнем уровне», – соглашается Кузнецова. «Мы ожидаем активизации интереса к реструктуризации, после того как судьба СОИДН будет решена», – добавляет Токарев.