Банк России подыскивает конкурентов «Сберу»

Но эксперты не видят кандидата, который мог бы потеснить гиганта на платежном рынке
Бизнес перестанет нести издержки при приеме оплаты картами благодаря Системе быстрых платежей – комиссия должна снизиться, обещается в документе, разработанном ЦБ/ Максим Стулов / Ведомости

Банк России разработал «Стратегию развития национальной платежной системы на 2021–2023 гг.», которая должна сделать платежные услуги доступными круглосуточно и 365 дней в году клиентам всех банков. При этом условия и тарифы платежных услуг разных поставщиков будут прозрачными, их можно будет легко сравнить и выбрать оптимальный вариант.

Бизнес перестанет нести издержки при приеме оплаты картами благодаря Системе быстрых платежей – комиссия должна снизиться с 2,2– 2,5 до 0,7%, обещается в документе. Доля объема безналичных операций в розничной торговле в 2023 г. составит 75%. «Динамичное развитие российского платежного рынка, в том числе за счет активного внедрения инноваций, вывело Россию на первое место в мире по темпам роста безналичных платежей и позволило с 2018 г. войти в пятерку мировых лидеров по их количеству», – считают в ЦБ. Однако отечественному платежному рынку не хватает конкуренции: «несмотря на большое количество поставщиков платежных услуг, основную долю занимают лишь 1–2 крупнейших участника». При этом более 65% всех банковских счетов и платежей граждан, а также более 70% выпуска и обслуживания платежных карт приходится на одного игрока. «Доминирующее положение отдельных игроков на платежном рынке может оказать негативное воздействие на доступность платежных услуг», – указывает первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова.

Регулятор подчеркивает, что в других странах уровень концентрации в платежной сфере значительно ниже: например, в США около 50% активов банковской системы приходится на четыре крупнейших банка, но при этом доля любого из них на платежном рынке не превышает 15% и они активно конкурируют между собой.

Для развития конкуренции на отечественном рынке платежных систем ЦБ предлагает предоставлять доступ к сервисам и содействовать выходу на рынок небанковских организаций. «ЦБ намерен сформировать правовую базу для введения института небанковской (не являющейся банком или НКО) организации как самостоятельного поставщика платежных услуг, включая определение критериев и процедуры выхода таких организаций на рынок, формирование правовой базы их деятельности. При этом введение нового субъекта НПС не должно приводить к возникновению регулятивного арбитража с иными участниками рынка», – подчеркивается в стратегии.

75%

такой объем составят безналичные операции в розничной торговле в 2023 г. 

Развитие конкуренции на платежном рынке – вещь правильная, однако увеличить количество сильных игроков регулятору будет сложно, считают эксперты. Напротив, реализация стратегии может ослабить и без того слабую конкуренцию на рынке. «Банк России совершенно верно обозначает проблему на рынке платежей физических лиц – сверхконцентрация рынка на одном игроке, – отмечает советник президента «Деловой России», резидент экспертного клуба ЦСР Александр Бездольный. – Однако эта проблема связана не с тем, что на рынке мало конкуренции, а с тем, что на этом рынке очень сложно конкурировать. И эта ситуация не поменяется от того, что придут новые игроки».

Возможность выходить на рынок платежей без банковской лицензии, по его мнению, ничего принципиально на рынке не изменит. «Одно из ключевых удобств платежной системы – в том, насколько она разветвлена; здесь новые игроки конкурентами быть не могут. Воспользоваться же к своей выгоде уже существующей инфраструктурой этим малым игрокам не позволят те комиссии, которые для них установят, если они решат выйти на этот рынок. Поэтому, возможно, эта новация и приведет к созданию каких-то небольших локальных проектов, но какого-то серьезного влияния на внутрироссийский рынок платежей не окажет», – считает Бездольный.

С ним соглашается и руководитель направления анализа денежно-кредитной политики и банковского сектора ЦМАКП Олег Солнцев, который пока не видит достойных конкурентов монополистам. «Не понимаю, кого регулятор хочет видеть конкурентом «Сберу». Системного игрока, который может создать достойную конкуренцию на общефедеральном уровне, не видно – рассуждает он. – Возможно, это будет СП Alibaba с Mail.ru Group. Это сильный игрок, но не совсем российский, а значит, есть угроза сохранению суверенитета. Возможно, имеется в виду «Яндекс», собирающийся создать крупнейшего российского игрока в сфере интернет-торговли со своим финансовым и платежным сервисом».

Впрочем, эксперт ИК «Универ капитал» Сергей Дроздов уверен, что для интересных решений ниша на рынке всегда найдется. «Тот же «Тинькофф» смог прекрасно продвинуться в сегменте мобильных переводов и на рынке брокерских услуг», – указывает он.

По мнению Солнцева, было бы правильно увеличивать долю рынка платежей за счет частных банков, которые в последние годы вытесняются с рынка кредитов и депозитов, поскольку в отличие от госбанков не имеют косвенной гарантии государства по обязательствам и столь же дешевых привлеченных средств. Для этих банков наращивание непроцентных доходов, в том числе комиссионных за предоставление платежных услуг, давало бы шанс на выживание и дальнейшее развитие.