Инфляционные ожидания россиян выросли до четырехлетнего максимума

Граждане готовятся скупать товары длительного пользования, что подтолкнет цены к росту
Один из факторов, влияющих на настроения потребителей – неравномерный рост цен/ Евгений Разумный / Ведомости

Согласно опросу ООО «инФОМ», проводимому по заказу Банка России, россияне ожидают в ближайшие 12 месяцев инфляцию в 11,9% – это максимальный уровень с февраля 2017 г. Всего месяц назад инфляционные ожидания составляли 10,1%. Нынешний уровень почти на 2 п. п. превышает среднегодовое значение инфляционных ожиданий за 2020 г. (9,1%), 2019 г. (9,3%) и 2018 г. (9,3%).

Как указывает Центробанк, повышение «народного прогноза» по инфляции связано с ростом цен на отдельные продукты, а также с ослаблением рубля, произошедшим в конце марта. «В апреле респонденты заметно чаще, чем в  предыдущем месяце, говорили об удорожании бензина и яиц. Ускорение роста цен на эти товары было зафиксировано Росстатом в марте текущего года», – отмечается в сообщении ЦБ.

На фоне ожидания активного роста цен население все меньше сберегает – доля тех, кто считает, что свободные деньги сейчас лучше тратить на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась с 23% в марте до 28%, а тех, кто полагает, что их лучше откладывать, – уменьшилась с 59 до 51%. Банк России отмечает, что доля респондентов, предпочитающих накапливать свободные деньги, последний раз была на таком низком уровне больше пяти лет назад: в декабре 2015 – ­январе 2016 г. 

При этом сам регулятор ожидает инфляцию по итогам 2021 г. в диапазоне 4,7–5,2%. «В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России в середине 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Траектория ключевой ставки будет в существенной мере зависеть от скорости снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса», – подчеркивается в материалах Банка России.

«Инфляционные ожидания населения сильно реагируют на шоки обменного курса, – считает экономист «ВТБ капитала» Родион Латыпов. – По нашим оценкам, при изменении валютного курса на 1% инфляционные ожидания населения меняются на 0,4% в текущем месяце и еще на 0,2% в следующем. Таким образом, апрельские повышенные инфляционные ожидания – это в первую очередь реакция населения на волатильность обменного курса в апреле».

Другой фактор, влияющий на настроения потребителей, по его мнению, – неравномерный рост цен. «Вклад всего трех наименований – мясных изделий, автомобилей и услуг пассажирского транспорта – в марте обеспечил больше половины от всей сезонно скорректированной инфляции (больше 0,3% из 0,6% м/м с поправкой на сезонные факторы). Это усиливает эффект от наблюдаемого роста цен, а вместе с наблюдаемой инфляцией растут и инфляционные ожидания населения. Реакция потребителя на очень высокие темпы роста цен в отдельных наименованиях при прочих равных условиях бывает сильнее, чем на равномерный по всей корзине рост цен: реакция на высокие и низкие темпы роста цен несимметрична», – говорит Латыпов.

«Всплеск инфляционных ожиданий населения является дополнительным драйвером для разгона инфляции в стране», – считает главный аналитик «Алор брокера» Алексей Антонов. С ним соглашается и советник вице-президента ЦСР Любовь Арапова. По ее словам, опасения по поводу роста цен на импортные товары могут способствовать росту спроса на товары длительного пользования и разгонять инфляцию. Тем не менее экономисты уверены, что темпы роста цен будут ближе к прогнозу ЦБ, чем к ожиданиям населения.