Минэкономразвития не исключило спор в ВТО по углеродному налогу

Российские власти собираются принимать меры для защиты экспортеров, если текст законопроекта не изменится
Ведомство Максима Решетникова готово принимать меры для защиты экспортеров, если не изменится финальный текст законопроекта/ Сергей Карпухин / ТАСС

Минэкономразвития не исключает спора с Еврокомиссией в ВТО, если в финальный текст законопроекта не будут внесены изменения по сравнению с опубликованным вариантом, заявил «Ведомостям» представитель ведомства. «К нынешней редакции документа есть вопросы с точки зрения соответствия механизма нормам ВТО. Тем не менее принимать окончательное решение по поводу начала спора можно будет лишь тогда, когда законопроект будет принят», – сказал он.

По его словам, на данном этапе Минэкономразвития будет вести активный диалог с Еврокомиссией, чтобы документ был скорректирован в соответствии с нормами ВТО. В частности, ЕС запустил процедуру публичных консультаций по поводу законопроекта и министерство собирается принять в них участие, пояснил собеседник. В любом случае параллельно переговорам с Еврокомиссией Минэкономразвития будет прорабатывать различные сценарии реагирования на введение механизма совместно с российским бизнесом, резюмировал собеседник «Ведомостей».

Согласно последним оценкам Минэка, ведение трансграничного углеродного налога (ТУН) затронет экспортируемую в ЕС продукцию на сумму $7,6 млрд в год. Летом 2020 г. консалтинговая компания BCG оценила потенциальные потери российских экспортеров от углеродного налога в $3–4,8 млрд в год.

Экологический план EU Green Deal, представленный Еврокомиссией 14 июля, предполагает снижение к 2030 г. атмосферных выбросов на 55% к уровню 1990 г. Ключевой механизм по достижению этого показателя – введение ТУНа на импорт в страны ЕС углеродоемкой продукции. Пока в номенклатуру товаров, которые будут облагаться сбором, попали сталь, трубы, цемент, алюминий, удобрения и электроэнергия. Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме с начала 2023 г., при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до момента действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 г. Цена на выбросы, содержащиеся в ввозимой продукции, будет определяться исходя из стоимости СО2 на аукционах в европейской системе торговли квотами. Сейчас это примерно 50 евро за тонну углерода.

ТУН призван снизить риски так называемой утечки углерода, т. е. вывода высокоуглеродных производств из ЕС ради того, чтобы избежать жесткого климатического регулирования, полагает партнер и руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития «Делойт» в СНГ Иван Кухнин. 

Среди стран, которые будут затронуты регулированием, Россия – крупнейший импортер железа и стали (4,8 млн т в 2019 г.), удобрений (2,5 млн т в 2019 г.) и значимый поставщик алюминия (1,3 млн т в 2019 г.), напомнил Кухнин.

Хотя программа предполагает, что на первом этапе ТУН будет применен только к пяти отраслям, впоследствии он будет распространен на более широкий список, уточнила директор налоговой и юридической практики PwC в России Татьяна Шулдык. В общей сложности их будет около 60, включая уголь, нефть и нефтепродукты, цветную металлургию, деревообрабатывающую, химическую промышленность, производство труб, некоторые сегменты пищевой промышленности и т. д., перечислила эксперт.

Предварительные расчеты показывают, что соотношение ТУН и выручки для разных отраслей существенно отличается – например, негативный эффект на угольную отрасль будет намного выше, чем на цветную металлургию, добавила Шулдык.

Возможностей избежать «налога» у импортеров не так много: регулирование будет применяться к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евросоюза из третьих стран, за исключением когда их производство уже подпадает под действие европейской системы торговли квотами, отметил Кухнин.

Теоретически, если страна докажет, что национальное углеродное регулирование соответствует европейскому, ее экспортеров могут освободить от ТУНа, добавил представитель PwC. Но это крайне сложно – много говорится о недооцененности поглотительной способности российских лесов, добавил собеседник. Но признание в ЕС этого факта не означает, что российская система будет принята наравне с европейской. Возможности для скидок по налогу также невелики, но, как минимум, можно уменьшить ТУН на фактически уплаченный углеродный налог в стране производства. 

В 2023 г. завершаются действующие инвестиционные программы, многие компании сместят акценты на вложения в снижение выбросов, чтобы подготовиться к введению налога, предположила директор аналитической группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Юлия Бучнева. Кроме этого, компании будут направлять на экспорт ту часть продукции, которая была произведена максимально экологичным способом, добавила эксперт.

Для смягчения социально-экономического эффекта от роста стоимости товаров из-за введения налога понадобятся дополнительные стимулирующие меры со стороны государства, предложил первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов. В зарубежной практике свою целесообразность показали налоговые льготы, субсидирование, гранты и льготное кредитование проектов зелеными фондами с государственным участием, добавил собеседник.