Правительственная комиссия займется адаптацией экономики России к энергопереходу

В Минэке прояснили, кто будет этим заниматься
Российский тип энергоперехода будет существенно отличаться от европейского/ Андрей Гордеев / Ведомости

В работе правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции появится новое направление деятельности: обеспечение адаптации экономики России к глобальному энергопереходу. Для этого планируется создать специальную подкомиссию, следует из проекта постановления правительства (есть у «Ведомостей»). Документ подготовлен Минэкономразвития и планируется к размещению на портале проектов нормативных правовых актов.

В рамках работы по адаптации российской экономики к энергопереходу подкомиссия подготовит сценарный прогноз долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов, определит цели и инструменты. Кроме того, будут разработаны планы адаптации и стратегии сокращения выбросов парниковых газов в отраслевом и региональном разрезе. В числе направлений работы подкомиссии также значится мониторинг оперативных и стратегических показателей перехода к низкоуглеродной экономике, включая показатели по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.

Согласно документу, подкомиссия оценит необходимые для этого расходы федерального бюджета, а также определит компенсационные меры и перераспределение финансовых средств между регионами и отраслями экономики для минимизации последствий от энергоперехода.

Ранее «Ведомости» писали, что Минфин подготовил шоковый сценарий энергоперехода, согласно которому резервы могут опуститься ниже критической отметки уже в начале следующего десятилетия. Замминистра финансов Владимир Колычев сообщил, что в случае ускоренных темпов энергоперехода объем фонда национального благосостояния (ФНБ) может упасть до 2–3% ВВП. «Мы проводили стресс-тесты разных сценариев энергоперехода, в некоторых наиболее сложных спрос на нефть начинает быстро сокращаться на горизонте до 2030 г. Пока вероятность такого развития событий не представляется высокой, но по крайней мере уже всерьез рассматривается, в том числе экспертным сообществом», – сообщил Колычев.

В начале августа РБК со ссылкой на источники сообщал, что правительство России по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина создаст рабочие группы по адаптации российской экономики к глобальному энергопереходу. По данным издания, куратором групп станет первый вице-премьер Андрей Белоусов. Решение о создании рабочих групп принималось в июне на фоне планов Китая по борьбе с изменением климата и радикальных инициатив ЕС по защите своего рынка.

Последствия энергоперехода

Пока нет канонизированного определения, что такое энергопереход, поэтому для подготовки сценариев адаптации необходимо определиться с терминами и конкретными параметрами, отмечает академик РАН Борис Порфирьев. Под энергопереходом подразумевается диверсификация энергобаланса, т. е. предполагается, что в рамках энергоперехода должна увеличиваться доля электроэнергии в общем энергетическом балансе и доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Один из сценариев РАН предполагает, что в ближайшие 30 лет Россия должна тратить примерно 2 трлн руб. в год из-за энергоперехода: это комплекс мер, связанный с изменением потребления, строительством новой инфраструктуры, переходом на более эффективную электроэнергетику. При этом расходы могут оказаться и больше, отмечает эксперт.

По словам Порфирьева, российский тип энергоперехода будет существенно отличаться от европейского. В частности, в Европе для этого планируют значительно увеличить долю ВИЭ к 2030 г., в России же ставки делают на роль атомной энергетики как низкоуглеродной.

В мире сейчас идет дискуссия по поводу того, соответствует ли атомная энергетика принципам зеленой экономики. Глава Минэкономразвития Максим Решетников ранее заявлял, что Россия намерена добиваться, чтобы международные регуляторы признали атомную энергию низкоуглеродной. При этом на сайте «Гринпис», например, отмечается, что атомная энергия не может рассматриваться в качестве зеленого источника энергии, поскольку ее использование сопряжено с рисками аварий и радиоактивного загрязнения, также она уязвима к изменению климата.

По словам заведующего кафедрой торговой политики НИУ ВШЭ Максима Медведкова, проблема энергоперехода мировая, поэтому усилиями одной страны ее решить нельзя. Помимо концептуального обсуждения темы атомной энергетики в мире нет договоренностей, можно ли считать зеленой гидро­энергетику. «Это все вынуждает нас садиться за стол переговоров. Иначе просчитать понятное будущее экологической политики в каждой стране будет невозможно», – подчеркивает он.

Мировая практика

В июле Еврокомиссия представила масштабную программу по борьбе с изменениями климата, включая введение трансграничного углеродного налога на импортные товары. «Ведомости» писали, что Минэкономразвития не исключает спора с Еврокомиссией в ВТО, если в финальный текст законопроекта не будут внесены изменения по сравнению с опубликованным вариантом.

По словам Медведкова, Евросоюз пока единственный крупный игрок, который всерьез занимается зеленым курсом, остальные скорее наблюдают. «Ни у одного участника международных отношений нет сопоставимого объема мер. Есть похожие планы, но пока никаких решений не принято. Но, собственно, и в ЕС решения еще не приняты, они находятся на стадии обсуждения», – добавляет эксперт. По его словам, первоочередная проблема – договориться на мировом уровне по поводу того, что считать зеленым, а что нет.

ЕС утвердил так называемый зеленый курс (European Green Deal) по достижению климатической нейтральности к 2050 г. за счет декарбонизации экономики. Но уже сейчас понятно, что затраты на его реализацию нужны колоссальные, отмечает Порфирьев. Для компенсации этих потерь Еврокомиссия и объявила о введении трансграничного углеродного налога.