Минфин предложил предоставить Кубе кредитные каникулы

Страна перестала обслуживать долг в 2020 году
Куба столкнулась одновременно с геополитическими и экономическими сложностями, возникшими по не зависящим от местных властей причинам/ Alexandre Meneghini / Reuters

Россия планирует предоставить Кубе отсрочку по платежам по межгосударственному кредиту, который республика перестала обслуживать в начале 2020 г., следует из опубликованного Минфином проекта постановления правительства о ратификации двустороннего протокола. Согласно документу, ведомство предлагает предоставить кредитные каникулы на два года с момента просрочки.

В проекте постановления говорится о предпосылках к реструктуризации задолженности республике. В частности, Россия выдала Кубе за период с 2006 по 2019 г. государственных экспортных кредитов на сумму $2,3 млрд. Займы были предоставлены для финансирования проектов в области энергетики, металлургии, транспортной инфраструктуры, а также поставок энергоресурсов в республику для «поддержки жизнеобеспечения кубинской экономики». Но уже с начала 2020 г. Куба фактически прекратила выплаты по предоставленным Россией государственным кредитам, одновременно накапливая просроченные обязательства и перед российскими коммерческими банками, государственной корпорацией развития ВЭБ.РФ и российскими экспортерами, уточняется в документе.

Межгосударственная отсрочка

В сентябре прошлого года кубинские власти попросили российское правительство пересмотреть условия погашения суверенной задолженности, указано в проекте постановления. Представители Гаваны аргументировали свою просьбу тем, что страна столкнулась одновременно с геополитическими и экономическими сложностями, возникшими по не зависящим от местных властей причинам. Речь шла о пандемии, ужесточении блокады со стороны США, сокращении энергетического сотрудничества с Венесуэлой, снижении валютных поступлений от туризма и экспорта медицинских услуг, падении мировых цен на основные экспортируемые товары и т. д. «Это беспрецедентные за последние десятилетия объективные трудности», – приводится в документе аргументация Гаваны.

Минфин с аргументацией Кубы в целом согласен, следует из проекта постановления. Ведомство предлагает предоставить стране кредитные каникулы более чем на два года. Платежи по долгам за 2020 г. Куба должна будет начать гасить с июня 2022 г., за 2021 г. – с июня 2023 г. На этот период страна полностью освобождается от обязательств по перечислению платежей.

Ограничения на новые кредиты

Около 30 развивающихся стран на конец 2019 г. имели задолженность перед Россией на общую сумму почти $22,9 млрд, следует из данных Всемирного банка. Наибольший объем долга перед Россией у Белоруссии – $8,1 млрд. К указанному периоду $2,4 млрд России должна была Бангладеш, $1,8 млрд – Венесуэла, $1,7 млрд – Индия, $1,6 млрд – Вьетнам, свыше $1 млрд – Йемен. Данных по задолженности Кубы Всемирный банк не приводил. В 2020 г. Минфин предлагал ограничить выдачу кредитов странам с неустойчивой экономикой или сложной геополитической ситуацией. В частности, ведомство подготовило специальные критерии оценки целесообразности финансирования того или иного заемщика. На российские межгоскредиты согласно проекту Минфина не смогли бы претендовать государства, находящиеся в состоянии военных конфликтов и социально-политических кризисов, включенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в шестую и ниже группу странового кредитного риска, страны с долгосрочным кредитным рейтингом ниже B- (Standard & Poor’s, Fitch) или B3 (Moody’s Investors Service), а также по ряду других критериев. Проект ведомства не был принят.

Существенных последствий для бюджета из-за предоставления Кубе отсрочки не ожидается: выпадающие доходы от неуплаты процентов за период 2020–2021 гг. составят $57 млн. Недополученные бюджетом деньги будут компенсированы в будущем. Они вернутся в казну в 2022–2027 гг., причем Куба заплатит за просрочку дополнительно $11 млн.

Представитель аппарата правительства переадресовал запрос «Ведомостей» в Минфин, в ведомстве вопросы не прокомментировали. Федеральный чиновник, знакомый с ситуацией, уточнил, что альтернативных предоставлению отсрочки вариантов у правительства не было: Куба действительно попала в крайне тяжелую экономическую ситуацию. Причем это не единственная страна, которая столкнулась за последние два года с объективными сложностями в обслуживании межгосударственных кредитов, добавил он.

Можно подождать

К суверенным заемщикам, в отличие от других эмитентов долга, нельзя применить традиционные инструменты взыскания, отметила управляющий директор группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Илона Дмитриева. Довольно сложно заставить страну рассчитаться по долгам, если это противоречит государственным интересам, уточнила она. Не случайно при анализе суверенного риска «желание расплатиться» – один из элементов оценки, продолжила эксперт.

Впрочем, политика заимствований на уровне государства предполагает практически постоянное рефинансирование долга в той или иной форме, добавила Дмитриева. То есть для государственных бюджетов требуется непрерывный доступ к рынку капитала. Если емкость внутреннего рынка не позволяет этого сделать, правительства выходят на внешний. Если и там рефинансирование закрывается или становится крайне затруднительным, страны прибегают к межгосударственным кредитам от иностранных правительств. Поскольку суверенные кредиторы обладают относительной свободой в балансировании своих активов и обязательств, реструктуризации хотя и нежелательны, но происходят довольно часто, резюмировала эксперт.

В 2014 г. Россия списала Кубе около $30 млрд долга, накопленного с советских времен, напомнила доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г. В. Плеханова Елена Воронкова. В условиях современной геополитики Россия заинтересована в сохранении и расширении влияния на Кубе, уверена Воронкова. Хотя страна занимает далеко не лидирующие позиции во внешнеторговом взаимном обороте с Россией, российские компании участвуют в техническом перевооружении кубинских предприятий в металлургии, нефтепереработке, производстве минеральных удобрений, железнодорожной инфраструктуры, в производстве фармацевтической продукции, в энергетике, а самое важное – в геологоразведке на шельфе, освоении нефтяных месторождений.