Почему бюджет страны надо перестраивать под новые реалии

В Совфеде указали на инерционность финансового плана страны
Министр финансов Антон Силуанов традиционно отверг предложения парламента и региональных глав о перераспределении нагрузки между федеральным и региональными бюджетами/ Совет Федерации

Министр финансов Антон Силуанов представил основные параметры проекта федерального бюджета на 2022–2024 гг. в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации по видеосвязи – министр ушел на карантин. Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин, комментируя представленный документ, объявил о скором исполнении своей давней мечты. Еще несколько лет назад он предлагал повысить планку, при которой сверхдоходы от продажи нефти стерилизуются в резервы, до $45 за баррель. Уже скоро – в 2023 г. – она достигнет этого уровня естественным образом благодаря ежегодной индексации цены отсечения на 2%, отметил Кудрин.

Проект федерального бюджета остается достаточно традиционным – на его «инерционность» даже обратила внимание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Кудрин также отметил, что финансовый план страны, хотя и готовится на постпандемийный период, отражает возвращение государственных финансов в привычное русло.

Согласно внесенному в Госдуму проекту бюджета, доходы в следующем году прогнозируются на уровне 25 трлн руб., из них 9,5 трлн, или 38%, – нефтегазовые, сумма расходов составит 23,7 трлн руб. Бюджет, таким образом, сверстан с профицитом в 1,3 трлн.

Наибольший объем расходов в федеральном бюджете на 2022 г. запланирован в разделе «социальная политика» – 5,8 трлн руб. (24,6% всех расходов), «национальная оборона» – 3,5 трлн руб. (14,8%) и «национальная экономика» – 3,4 трлн (14,6%). По своей структуре по сравнению с допандемийным периодом траты на эти разделы изменились несущественно. В проекте бюджета на 2020–2022 гг. на аналогичные направления планировалось израсходовать 5 трлн (25,6%), 3,1 трлн (15,2%) и 2,5 трлн (13,3%) всех расходов, которые тогда оценивались в 19,5 трлн руб.

По сути, единственная принципиальная новация в бюджете – стратегические инициативы правительства, отмечает руководитель направления реального сектора ЦМАКПа Владимир Сальников. Их реализация и должна стать первым шагом на пути к новому экономическому укладу. На инициативы в бюджете предусмотрено в 2021–2024 гг. около 1 трлн руб. Они распределены по шести направлениям: «Социальная сфера», «Стройка», «Экология», «Цифровая трансформация», «Технологический рывок», «Государство для граждан».

Основная дискуссия развернулась вокруг перераспределения нагрузки между федеральным и региональными бюджетами. Матвиенко отметила, что предложения парламента и региональных глав о передаче на уровень субъектов доходов с акцизов на табак с одной стороны и консолидация расходов на соцподдержку неработающего населения с другой не были услышаны. Но Силуанов эти инициативы традиционно отверг. По его словам, Минфин вел сложную дискуссию с субъектами по вопросам межбюджетных отношений, но «в ближайшую трехлетку принципиально менять разграничение полномочий или изменять зачисления в источниках доходов бюджета между уровнями бюджетной системы мы не планируем».

Глава Минфина считает, что у регионов достаточно ресурсов на выполнение новых задач, а нынешняя концепция с высоким уровнем централизации позволяет более эффективно решать общенациональные задачи. По его словам, в этом году дополнительные доходы субъектов России составят около 1,3 трлн руб. Кроме того, у регионов стабильный госдолг (2,6 трлн руб., или около 26% ВВП), который «находится в нормальных пределах».

Матвиенко возразила, что хоть «средняя температура по госпиталю» и хорошая, но каждый субъект имеет свою структуру экономики и источники формирования бюджета. По ее словам, нужна точечная донастройка по каждому региону с учетом проблем и предложений губернаторов, добавила председатель Совета Федерации. Кудрин тоже не согласился с министром финансов, подчеркнув, что субъектам нужно больше финансового пространства. «Мы видим это и по снижению инвестиционной составляющей и по очень напряженной практике исполнения зарплатных указов, софинансирования нацпроектов», – пояснил он.

Бюджет – это всегда такой политический компромисс, там может быть дискуссия со стороны разных участников, которым он может казаться не сбалансированным, но в целом пока критического состояния отдельных отраслей не наблюдается, указывает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, главная дилемма в госуправлении сейчас – это концепция Run-Change-Disrupt (предусматривает три подхода: системный, подход своевременного реагирования на возникающие задачи и внедрение принципиально новых, прорывных идей. – «Ведомости»).