Чего ждать от инфляции в 2022 году и как сохранить сбережения: консенсус-прогноз «Ведомостей»

Инфляция снизится до 5% в 2022 году, но в продовольственном сегменте останется довольно высокой
Максим Стулов и Евгений Разумный / Ведомости

Инфляция составит 8,3–8,4% по итогам 2021 г. – это среднее значение из оценок 14 экономистов, опрошенных «Ведомостями». Консенсус-прогноз «Ведомостей» учитывает оценки 14 представителей финансовых институтов и вузов от 24 декабря: экономического факультета МГУ, Финансового центра «Сколково-РЭШ», рейтинговых агентств Fitch Ratings, «Эксперт РА», Национального рейтингового агентства (НРА), а также «Сбера», Альфа-банка, «ВТБ капитала», БКС, Райффайзенбанка, «Открытие Research», Россельхозбанка, Совкомбанка, ПСБ.

Самый пессимистичный прогноз – у МГУ: заведующий кафедрой математических методов анализа экономики экономического факультета Филипп Картаев ожидает роста цен в пределах 10%. Большинство респондентов оценивают инфляцию на уровне 8% или чуть выше.

Продовольственная инфляция, согласно консенсус-прогнозу, составит 10,7–10,8% по итогам года. Максимального значения ожидает НРА – 12,4–12,9%. Непродовольственная инфляция окажется в диапазоне 8,5–8,7%, услуги подорожают на 5,1–5,4%.

ЦБ рассчитывает, что инфляция в России по итогам 2021 г. уложится в прогноз 7,9%. Минэкономразвития не исключает, что показатель превысит 8%.

Премьер Михаил Мишустин 22 декабря назвал высокую инфляцию «платой за открытость экономики». Инфляция в России, по его словам, в основном импортируемая. В числе системных мер по сдерживанию инфляции премьер назвал импортозамещение и развитие аграрного сектора.

«Причины инфляции в России примерно те же, что и в других странах – от Австрии до Японии», – отмечает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, цены подскочили из-за пандемии коронавируса и антикризисных мер. Одна из главных причин – сильный рост цен на сырьевые товары на глобальных рынках, включая продовольствие, металлы и энергоресурсы, что транслируется в более высокие цены на внутренних рынках стран, пояснил глава SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик. «Энергокризис, бьющий по странам – импортерам сырья, возвращается к нам импортируемой инфляцией», – добавил эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Михаил Зельцер. Также рост цен спровоцировали нарушение логистических цепочек в мировой торговле, перебои в поставках, локальные дефициты, отмечают аналитики.

Инфляция в мире

Высокая инфляция – мировая проблема. «Ведомости» собрали прогнозы по инфляции топ-11 экономик мира (по версии Всемирного банка). В США инфляция составит 5,3% по итогам 2021 г. по прогнозу ФРС и 5,1% по оценке МВФ; в Индии – 5,3% по прогнозу Резервного банка и 5,5% по оценке МВФ; в Великобритании – 4,2% по прогнозу казначейства и 3,5% по оценке МВФ; в Германии – 3,2% по прогнозу ЦБ и 4% по оценке МВФ; в Канаде – 3,4 и 2% соответственно; в Южной Корее – 2,3 и 2,7%; во Франции – 2,1 и 2,9%; в Италии – 1,9 и 1,7%; в Японии – 0 и 0,7%.

Вторая причина – поддержка развитых экономик массированной денежной эмиссией (политика дешевых денег). Большинство центральных банков проводят «сверхмягкую кредитную политику», констатировал управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Вместе с массированной финансовой помощью населению это привело к увеличению денежной массы в экономике. Кроме того, ограничительные меры вызвали диспропорции на рынке труда. Без притока мигрантов в развитых экономиках наблюдается дефицит рабочей силы в производстве и сфере услуг, добавил Гришунин. С перечисленными трудностями столкнулись все рынки, включая развитые, «и Россия не осталась в стороне», отметил директор Финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов.

В России общемировые факторы совпали с низким урожаем по ряду культур, что вызвало рост цен на продукты. К тому же сработал «эффект пропущенного 2020 года», указывает старший экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. В локдаун спрос на ряд товаров и услуг радикально упал и рост цен остановился, но в конце 2020 г. и в 2021 г. спрос начал быстро восстанавливаться, следом выросли цены. Ограничения международного туризма подтолкнули людей больше тратить внутри страны.

В числе других проинфляционных факторов в России аналитики назвали активное потребительское кредитование, проблемы с поставками из-за рубежа (нехватка чипов, электроники, машин и т. д.), дефицит иностранной рабочей силы, переход на эскроу-финансирование в строительстве жилья и дешевую ипотеку.

Чего ожидать в новом году

«Сегодня мы видим, что ковидная история существенно сдвинула макроэкономический баланс, и точку равновесия пока мир не нашел <...> свидетельством этого являются инфляционные волны. Мы сейчас проходим вторую инфляционную волну, и, очевидно, будет третья, потому что сейчас вторая волна с высокой вероятностью породит третью волну, связанную опять с продовольствием, с которой мы столкнемся в 2022 г., во втором полугодии особенно», – прогнозировал первый вице-премьер Андрей Белоусов 10 декабря.

Несмотря на опасения новых витков инфляции в правительстве, респонденты «Ведомостей» в базовом сценарии ожидают постепенного затухания темпов роста цен. В 2022 г. инфляция снизится до 5%, следует из консенсус-прогноза «Ведомостей». Цены на продовольствие поднимутся в диапазоне 6,3–6,4%, непродовольственная инфляция составит 5,9–6,2%, а услуги подорожают на 4,3%.

«Мы вышли на инфляционное плато», – обнадежил Исаков. Пик инфляции остался в ноябре – 8,4%. Это был максимум с января 2016 г., когда годовая инфляция равнялась 9,77%. Банк России верит в возвращение инфляции к 4–4,5% в 2022 г. По оценке Fitch, инфляция вернется к целевому уровню 4% только в 2023 г.

Меры ЦБ в борьбе с инфляцией действуют с временным лагом: их влияние полностью реализуется через 3–6 кварталов, объясняла в ноябре председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Банк реагировал на рост инфляции быстрым повышением ключевой ставки – за 2021 г. этот показатель повышали семь раз. В итоге ключевая ставка удвоилась за год – с 4,25 до 8,5% после 17 декабря. В последний раз такой уровень был в сентябре – октябре 2017 г.

Ситуация зависит от действий мировых центральных банков. При оптимистичном сценарии геополитическая ситуация в мире стабилизируется, а центробанки примут скоординированные меры по снижению глобальной инфляции, отмечает Гришунин. При неблагоприятном развитии событий мировым ЦБ не удастся быстро справиться с инфляцией. Этому будут препятствовать новые волны пандемии, барьеры в торговле и перетоках рабочей силы, рассуждает он.

Энергопереход также несет риски глобального витка инфляции, отмечает Гришунин: «Переход к устойчивому развитию предполагает существенный рост инвестиционных затрат, которые, скорее всего, будут оплачены потребителем».

Как защитить сбережения

Набиуллина, выступая в Госдуме в ноябре, назвала высокую инфляцию «реальной бедой, которая делает людей беднее». «Без низкой инфляции не будет долгосрочных инвестиций, долгосрочных кредитов, а люди будут терять сбережения и доходы, которые съест инфляция», – подчеркнула она.

Гражданам с невысокими сбережениями безопаснее всего хранить сбережения во вкладах в рублях. «В условиях высоких цен на энергоносители вероятность сильной девальвации рубля невелика», – указал доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Марков. Рублевые депозиты со ставками, близкими к 8%, при затухании роста цен смогут принести превышающий инфляцию доход, отмечает руководитель Центра макроэкономического и регионального анализа и прогнозирования Россельхозбанка Дмитрий Тарасов.

Ряд аналитиков рекомендуют присмотреться к государственным облигациям, купон которых привязан к индексу потребительских цен. «Это не гарантирует полной защиты от инфляции, но по крайней мере позволит частично ее компенсировать», – пояснил Гришунин. В эпоху высокой инфляции защиту обеспечивали специализированные ОФЗ-ИН 52001 и 52002, а также бумаги с привязкой к ставкам кредитного рынка ОФЗ-ПК 24020 и 24021, рассказал Зельцер, добавив, что, «возможно, инвесторы обратят внимание и на долгосрочные гособлигации, сильно упавшие в цене в этом году, – ОФЗ-ПД». Благоприятный момент для покупок ОФЗ будет по завершении цикла повышения ключевой ставки, отмечает главный аналитик ПСБ Денис Попов.

Хорошая защита от инфляции – сбалансированный портфель из акций и облигаций, считает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Возможно, имеет смысл присмотреться к российскому фондовому рынку, который с октября существенным образом просел под влиянием растущих геополитических рисков и коррекции цен на металлы», – считает старший экономист «Открытие Research» Максим Петроневич. При этом не стоит забывать, что операции на фондовом рынке во все времена могут не только принести прибыль, но и обернуться убытками, подчеркивает Марков.

В долгосрочном плане разумно инвестировать в золото, считает Гришунин, так как оно может подорожать в результате сворачивания США программы количественного смягчения (QE) к середине 2022 г. Эксперт также отмечает, что в долгосрочной перспективе выгодны инвестиции в недвижимость в хороших локациях в Москве и Петербурге. Они позволят полностью покрыть рублевую инфляцию, но не защитят от долларовой, пояснил он. Цены на недвижимость за 4–5 лет догоняют рублевую инфляцию, подчеркивает Гришунин. Наиболее перспективны, по его словам, элитная недвижимость и бизнес-класс Петербурга, которые сейчас недооценены и будут расти в цене в перспективе пяти лет.