В декабре торговый дефицит ЕС достиг рекорда за 13 лет

Это результат роста цен на энергоносители и импорта из Китая
В последнем месяце прошлого года торговый дефицит ЕС стал рекордным с 2008 г./ Евгений Разумный / Ведомости

Дефицит в торговом балансе ЕС за декабрь 2021 г. достиг рекордного с 2008 г. значения – 10 млрд евро ($11,3 млрд), следует из данных, опубликованных Евростатом 15 февраля. Отрицательное торговое сальдо в торговле ЕС сохранялось с ноября (тогда оно было оценено в $1,7 млрд). Ключевое влияние на эти показатели оказал значительный рост дефицита в торговле с Китаем и Россией. В то же время в целом за 2021 г. для ЕС сохранился профицит в 128,4 млрд евро, хотя и сократился почти на 100 млрд евро по сравнению с 2020 г.

Дефицит в торговле всего ЕС с Россией в целом за 2021 г. вырос более чем в 4 раза – с 15,7 млрд евро ($17,8 млрд) до 69,2 млрд евро ($78,5 млрд). Евросоюз получил из России 46,8% импортируемого газа, как сообщала Еврокомиссия в отчете 26 января (в 2020 г. – 43,9%). Российская нефть также составляет четверть импортируемой в Евросоюз. Таким образом, Россия по уровню торгового дефицита у ЕС в денежном выражении оказалась на втором после Китая месте (с ЕС у КНР отрицательное торговое сальдо за год выросло почти в 2 раза до $282,3 млрд). У Китая ЕС во втором полугодии стал закупать все больше товаров благодаря росту спроса, несмотря на логистический кризис.

Рост торгового дефицита ЕС происходит на фоне беспрецедентно высоких цен на газ в Европе и мире. Их резкий рост начался с августа прошлого года. В итоге стоимость импорта энергоносителей для ЕС выросла на 72,1% в прошлом году – с $250,9 млрд в 2020 г. до $431,8 млрд в 2021 г. 21 декабря 2021 г. стоимость январского фьючерса на нидерландском хабе TTF достигла исторических $2224 за 1000 куб. м во время торгов на лондонской бирже ICE, совпав с обострением политического кризиса вокруг Украины. В январе цены упали, но вновь превысили $1000 уже 14 февраля, после публикаций западной прессы о возможном «вторжении» России на Украину 15 или 16 февраля. После того как «атаки» не произошло, а российские части закончили учения в Крыму, 16 февраля газ торговался в районе отметки в $780 за 1000 куб. м. К этому моменту, по словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС из опасений сокращения поставок в случае войны закупил рекордные 10 млрд куб. м СПГ.

Роль непосредственно «Газпрома» и российских нефтяников в увеличении европейского торгового дефицита минимальна, основная причина – глобальный рост цен на энергоресурсы, считает аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. О том, что рекордное отрицательное торговое сальдо еврозоны не связано напрямую с динамикой поставок именно российского газа, говорит резкий рост поставок СПГ из США, добавила Лукичева. В октябре рост поставок американского СПГ составил 43%, в декабре – на 17%, а в январе – на 31% (динамика к предыдущему месяцу). 15 февраля The Wall Street Journal сообщила, что экспорт СПГ из США в Европу в январе впервые в истории превысил поставки российского трубопроводного газа.

С тем, что российские поставщики имеют отношение к ситуации с ценами на газ в Европе, не согласен и старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. По его словам, начиная с ноября-декабря 2021 г. произошла новая волна роста котировок на европейских газовых хабах. На этом фоне существенно снижался спрос со стороны европейских потребителей на дополнительные объемы газа. На протяжении прошедшего года и в начале нынешнего «Газпром» полностью выполнял свои обязательства перед европейскими потребителями по объемам поставок в рамках долгосрочных контрактов, причем это в итоге подтвердило и предварительное заключение расследования Еврокомиссии, подчеркивает Блохин.

В то же время с момента начала роста цен в августе число заявок на дополнительные объемы газа со стороны европейцев сокращалось. Газовые компании предпочли ждать момента снижения биржевых цен в надежде на возращение объёмов СПГ на европейские рынки, который все не наступал. В итоге в октябре дополнительные поставки практически прекратились, а в ноябре – декабре цены продолжили свой рост, что стало невыгодным для покупателей. Да и «Газпром» в целом вряд ли мог сам обеспечить значительные рост поставок в ЕС в среднесрочной перспективе: по заявлениям концерна свободных добывающих мощностей у него не хватало, а на российском рынке также сохранялся повышенный спрос – так, закачка в ПХГ оказалась рекордной в ожидании холодов, они же в итоге также обеспечили значительный рост потребление в начале отопительного периода.

В декабре, по словам Блохина, ситуация достигла апогея: европейские потребители практически полностью отказывались от дополнительных объемов на январь и фактический физический объем трубопроводных поставок «Газпрома» за месяц оказался рекордно низким для этого сезона. Частично недопоставленные российские объемы компенсировал американский СПГ, который вернулся на европейский рынок по мере сокращения азиатской премии. Однако в феврале ситуация с заявками на дополнительные объемы у «Газпрома» улучшается. Так, за первые 15 дней февраля фактически поставленные объемы выросли на 18% к аналогичному периоду января, заключил Блохин.