ЕС не сможет быстро заместить российский уголь австралийским

Это связано с длинными контрактами и особенностями логистики
Андрей Гордеев / Ведомости

Возможности Австралии по экспорту угля в Европу ограничены. Об этом сообщил директор одной из двух крупнейших австралийских угольных компаний, New Hope (добывает 10 млн т в год), Роб Бишоп в ходе переговоров с потенциальными европейскими клиентами, передал Bloomberg.

Это заявление было сделано на фоне поиска европейскими потребителями альтернативы поставкам угля из России, после того как против российских компаний были введены санкции из-за военной спецоперации на Украине. Бишоп пояснил, что сейчас почти весь уголь уже законтрактован на отправку в страны Восточной Азии – Тайвань, Южную Корею и Японию, а увеличение предложения «вряд ли возможно, хотя цены в обозримой перспективе будут оставаться высокими». Какие-то дополнительные отгрузки в Европу пока не планируются, резюмировал топ-менеджер.

Апрельские фьючерсы на австралийский энергетический уголь на базисе FOB Newcastle (отгружается в порту Ньюкасл) 22 марта торговались на уровне $224 за 1 т, свидетельствуют данные биржи ICE. В марте 2022 г. цены на австралийский уголь достигали исторического максимума: 3 марта апрельские фьючерсы торговались по $446/т, взлетев в цене за трое суток до этого на 62% на фоне опасений дефицита в связи с антироссийскими санкциями.

Апрельские фьючерсы на энергетический уголь по эталонному индексу API2 с поставкой в порты Нидерландов (Амстердам, Роттердам) и Бельгии (Антверпен) торговались 22 марта на отметке $252/т (+5,8% к предыдущим суткам).

19 марта премьер-министр Австралии Скотт Моррисон заявил, что другой ведущий австралийский производитель угля, Whitehaven Coal Ltd., добывающий в год порядка 16 млн т, поставит на Украину 70 000 т топлива в рамках правительственного пакета помощи Киеву. Whitehaven Coal также заявила, что ранее получила запрос на поставку угля в Польшу. В начале марта 2022 г. о соответствующей возможности говорил в эфире польского радио польский премьер-министр Матеуш Моравецкий. В то же время 8 марта Еврокомиссия предложила странам – членам ЕС полностью отказаться от российских ископаемых ресурсов, в том числе угля, ранее 2030 г., однако не назвала конкретных сроков.

Как поясняет начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов, Польша, в которой генерация электроэнергии преимущественно угольная (до 90%), – один из ключевых европейских потребителей российского угля. По имеющимся у него данным, за восемь месяцев 2021 г. Польша импортировала не менее 5 млн т угля из России.

Больше ее в Европе с января по сентябрь 2021 г. ввезли российского угля только Нидерланды за счет выгодного положения своего транспортного хаба – 7,1 млн т. Италия импортировала за тот же период 2,6 млн т, Германия – 3,9 млн т, Франция – 1,6 млн т, Великобритания – около 1 млн т. В значительной степени от российского угля зависит не входящая в ЕС Сербия, а также Босния и Герцеговина, говорит Красноженов.

В целом в географическую Европу, включая Великобританию и не входящие в ЕС страны Балкан, по оценке Красноженова, в прошлом году ввезли 50,4 млн т угля из России. По данным Еврокомиссии, в 2021 г. российский уголь составлял до 45% импорта этого топлива в ЕС.

По словам Красноженова, обращение к Австралии – попытки заменить выпадающие объемы российского угля, для чего неизбежно придется поставлять топливо по морю, в то время как российское топливо привозилось преимущественно сухопутным транспортом. Объем мирового рынка угля, который перевозится по морю, Красноженов оценивает в 800–850 млн т в год. Но австралийский уголь ранее в Европу почти не поступал, поэтому, чтобы наладить его поставки, по словам аналитика товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксаны Лукичевой, потребуется время. Красноженов соглашается, что быстро организовать отгрузки угля из австралийских портов в направлении Европы не получится, в том числе из-за погодных условий – например, порт Брисбен сейчас ограничил работу из-за наводнений.