Заявка от 10 млрд: эксперты оценили пересмотр условий инвестстимулов для мегапроектов

Минэк подготовил поправки в механизм защиты и поощрения капвложений
Увеличение минимальной планки входа снижает потенциальное число участников программы/ Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития анонсировало перезапуск механизма защиты и поощрения капиталовложений – поправки в закон, регламентирующий работу этого инструмента, будут рассмотрены в правительстве в этот четверг. Ведомство рассчитывает рассмотреть пакет документов в весеннюю сессию Госдумы, сообщил 30 мая, в понедельник, замминистра экономического развития Мурат Керефов на заседании комиссии Госсовета по инвестициям. После внесения изменений в закон Минэк должен подготовить обновленные правила заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) и ведения реестра проектов, добавил Керефов.

Механизм не работает с апреля прошлого года из-за окончания действия временных правил заключения соглашений и срыва сроков запуска платформы для инвесторов – ГИС «Капиталовложения». В конце 2021 г. планировалось оперативно, не дожидаясь изменений законодательства, предоставить компаниям возможность заключать новые соглашения, чтобы не тормозить инвестиционный цикл, но режим так и не был реанимирован. Как писали «Ведомости», новые проекты изменений обсуждались в правительстве с осени прошлого года.

В декабре была создана рабочая группа под председательством первого вице-премьера Андрея Белоусова и главы РСПП Александра Шохина, на ее площадке механизм дорабатывался, отметил Керефов. Перезапуск механизма вошел в перечень мер поддержки экономики в условиях санкций, сообщил 24 мая премьер-министр Михаил Мишустин. «Рассчитываем, что такой подход будет способствовать привлечению инвестиций в экономику страны, запуску новых интересных проектов, созданию десятков тысяч рабочих мест», – отметил премьер.

В настоящее время на рассмотрении в Минэкономразвития находится 74 заявки на заключение СЗПК с общим объемом инвестиций 1,6 трлн руб., сообщил «Ведомостям» представитель Минэка. Примерно тот же самый объем инициатив завис на рассмотрении с прошлого года. По словам собеседника в Минэке, ГИС «Капиталовложения» уже разработана ФНС и с 1 июня планируется ее запуск. Предполагается, что новые СЗПК будут заключаться в электронном виде, что должно будет ускорить и упростить этот процесс. В перспективе информационная система должна стать единым решением для привлечения частных капиталов в новые инвестпроекты, ее свяжут с другими госинформсистемами, подчеркивают в Минэке. Кроме того, через нее будут отслеживать реализацию СЗПК, а инвесторы смогут возместить затраты и получить налоговые вычеты.

Как изменится СЗПК

В новой версии механизма власти уточнят понятие «инвестиционного проекта» – теперь инвесторы для реализации проекта должны получить положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию по созданию и строительству объекта, следует из презентации, представленной Керефовым на Госсовете. Датой начала проекта будет считаться выдача первого разрешения на строительство, после чего должен быть утвержден бюджет (не позднее 180 дней) и отправлена заявка (не позднее чем через год).

Порог для входа в инвестпроекты существенно повышен: для проектов федерального уровня в области здравоохранения, образования, культуры и спорта – с 250 млн до 750 млн руб., для пищевой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, цифровой экономики – с 500 млн до 1,5 млрд руб., для обработки и транспорта – с 1,5 млрд до 4,5 млрд руб., вне зависимости от отрасли – с 5 млрд до 10 млрд руб. Если стороной СЗПК является субъект Российской Федерации, то минимальный порог инвестиций – 200 млн руб. При этом теперь в стоимости проекта будут учитываться не только собственные, но и заемные средства.

Согласно новым правилам субъекты наделяются полномочиями по подготовке заключений на инвестпроекты, а если региональные власти по каким-то причинам сочтут реализацию СЗПК экономически нецелесообразной, то соглашения не будут заключаться. О том, что у регионов появится право блокировать проекты СЗПК, «Ведомости» писали в декабре прошлого года. Фактически это означает отмену заявительного порядка заключения соглашений, что изначально было одним из ключевых принципов инструмента.

Уполномоченной за анализ и сопровождение СЗПК организацией планируется назначить госкорпорацию ВЭБ.РФ, которая будет анализировать финансовую модель проекта. По словам Керефова, если заключение будет отрицательным, то целесообразность заключения СЗПК будет рассматриваться в рабочей группе при Минэкономразвития. Решения будут носить рекомендательный характер, в группы должны входить не только чиновники, но и представители деловых объединений, отметил Керефов.

По его словам, будут уточнены параметры стабилизационной оговорки. Из стабилизационных актов исключается утилизационный сбор, а из обязательных платежей, за счет которых возможно возмещение затрат, – акцизы на автомобили и транспортный налог. При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор стабилизируются на три года с учетом индексации не выше инфляции, транспортный налог и выгодные таможенные пошлины – на весь период действия СЗПК.

Также правительство дополнит перечень обстоятельств непреодолимой силы и случаев существенного изменения условий, при наступлении которых стороны будут освобождаться от ответственности за неисполнение принятых на себя обязательств. К существующим форс-мажорам добавляется дисбаланс внутреннего рынка при инфляции выше 30% и дефицит бюджета более 15%.

Кроме того, организация будет обязана заключить соглашение о налоговом мониторинге с ФНС в течение трех лет с момента заключения СЗПК. Таким образом, ФНС сможет видеть налоговые отчисления и прогнозировать возможность возмещения затрат на инфраструктуру. Взамен инвесторы будут освобождены от камеральных налоговых проверок.

Будет ли бизнес инвестировать

Сейчас бизнесу предстоит работа по импортозамещению в условиях снижения потенциала экспортного рынка и альтернативных механизмов защиты от госрегу лирования практически нет, отмечает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. По его словам, в условиях глобальной нестабильности СЗПК – это один из наиболее устойчивых инструментов, которые имеются в арсенале крупного бизнеса.

Увеличение минимальной планки входа снижает потенциальное число участников программы, но СЗПК и ранее затрагивали только крупных инвесторов, поэтому изменения вряд ли затронут «адресатов программы», считает Гришунин. Эксперт не видит рисков того, что механизм стабилизации условий будет доступен только «избранным»: впоследствии крупные инвесторы начнут вовлекать в производственные цепочки мелких игроков.

Этот механизм был создан для того, чтобы поддерживать проекты участников с крупными инвестициями, поэтому увеличение планки не станет для рынка неожиданностью, подчеркивает директор центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. По его словам, СЗПК не должны распространяться на всех инвесторов, проекты должны измеряться десятками и не касаться любой инвестактивности в регионах – для этого есть другие механизмы в виде особых экономических зон или территорий опережающего развития.

Поправки в законодательство должны упростить процедуры, препятствующие приходу потенциальных инвесторов, считает Климанов. Механизм должен гарантировать неизменность условий, а это сейчас важно для развития новых форм импортозамещения, которые позволяют обеспечить технологический суверенитет, отмечает эксперт: «Не понятно, как себя поведет фондовый, валютный рынки, какое будет состояние потребительского спроса, какой будет потенциальная конкуренция с уходом или возвращением иностранных компаний».

Новый институт СЗПК станет более привлекательным для проектов, которые практически полностью реализуются за счет заемного финансирования, отмечает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов: «Скорее всего, это позволит охватить больший круг проект, чем предполагалось изначально».

Для инвесторов с крупным вложением капиталов условия ужесточились с точки зрения как возвратности, так и контроля, указывает управляющий партнер «Пионеры ГЧП» Дарья Годунова. Увеличение порогов входа в СЗПК в некоторых отраслях выглядит оправданным с учетом инфляции, при этом, например, в сфере IT, переработки, туризма инструмент может быть не таким востребованным, особенно для среднего сегмента рынка, отмечает она. По словам эксперта, предложенная форма согласования заявки через ВЭБ.РФ кажется непрозрачной и вызывает вопросы с точки зрения конкуренции, а обязательный налоговый контроль, хоть и краткосрочный, может отпугнуть инвесторов.

У обновленного механизма есть все шансы простимулировать инвестиции, но исключительно в условиях четко прописанных правил и законов, которые установлены не на ближайшие два года, а с целью долгосрочного сотрудничества, полагает член генерального совета «Деловой России» Юрий Коробов. По его словам, нужно четко прописать степень ответственности каждой из сторон и, таким образом, ликвидировать недоверие.

В идеологии СЗПК было то, что заключение СЗПК в рамках частной проектной инициативы осуществляется в полностью заявительном порядке, напоминает Башкатов. «У государства не было возможности отказать. Предполагалось, что бизнесу виднее, какой проект является целесообразным и можно ли его осуществить, а бизнес себе во вред инвестировать не станет», – подчеркивает он. Теперь же многое будет зависеть от того, как на практике будут выдаваться такие разрешения и насколько произвольным может быть решение государства одобрять или не одобрять конкретный проект, считает Башкатов.