Инфляция в Турции побила новый рекорд

Она уже второй месяц держится близко к отметке 80%
Турецкие граждане не верят в то, что команда действующего президента способна справиться с экономическими проблемами/ Евгений Разумный / Ведомости

Инфляция в Турции в июле обновила максимум с сентября 1998 г. и составила 79,6%. В июне годовая инфляция составляла 78,6%. Об этом свидетельствуют данные статистического института страны Turkstat.

На мировой арене Турция уступает только таким странам, как Ливан, Венесуэла и Зимбабве, показатели инфляции которых выражаются трехзначными числами.

В пресс-релизе Turkstat уточняется, что больше всего подорожали транспортные услуги – на 119,11%. Также критические ценовые изменения зафиксированы среди продуктов питания (+94,65%) и товаров для дома (+88,35%). Меньше всего последствия инфляции сказались на стоимости коммуникационных услуг (+25,79%) и образования (+26,82%).

В то же время курс турецкой ­лиры на торгах Стамбульской биржи в среду слабо менялся к доллару США. Он находился у отметки 17,98 (+0,17) лиры за $1 по состоянию на 17.40 мск. Турецкий фондовый индекс BIST 100 рос на 1%.

Такая динамика с ценами в стране стала следствием политики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Вопреки общепринятому мнению он полагает, что высокая ключевая ставка ускоряет инфляцию, а не замедляет ее. Ввиду этого центральный банк республики проводит сверхмягкую денежно-кредитную политику и не повышает ставку больше года, пока регуляторы  в других странах в рамках борьбы с инфляцией ужесточают свой подход.

79,6%

составила Инфляция в Турции в июле, что является максимумом с сентября 1998 г. Об этом свидетельствуют данные статистического института страны (Turkstat)

Турецкие власти под давлением президента страны Реджепа Эрдогана продолжают держать низкую ставку на фоне инфляции в расчете на то, что компании, особенно предприятия малого и среднего бизнеса, начнут брать кредиты, увеличивая производство на экспорт, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Тем самым страна, по мысли руководства Турции, должна получать иностранную валюту с расчетом на то, что инфляция снизится, поясняет эксперт. Но эта политика ощутимой пользы в реальности не дает – инфляция растет. Среди населения растет недовольство, так как инфляция бьет по обычным гражданам, отмечает Гаджиев. Выгоду получают экспортеры, хотя большая часть турецкого бизнеса все-таки ориентирована на внутреннее потребление, так что расчет Эрдогана в переориентации производителей на внешние рынки до сих пор не оправдался, говорит эксперт.

В политической позиции Эрдогана экономическая ситуация является одной из слабых точек в отличие от его внешнеполитической активности, это тот пункт, на который напирает оппозиция, продолжает Гаджиев. Турецкие граждане не верят в то, что команда действующего президента способна справиться с экономическими проблемами, но они не доверяют и оппозиции. Так что политическое будущее Эрдогана на этом фоне пока вряд ли под угрозой, считает эксперт.

Система, за которую цепляется руководство Турции, будет порождать разгон инфляции в перспективе до гиперинфляции, уверен аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Ведь если предприятия не хотят вести расчеты в лирах, то они от нее будут избавляться. Граждане Турции сейчас накапливают иностранную валюту – евро и доллары, так что там существует фактически «двойная» финансовая система – ходит турецкая лира для текущих расходов и налогов, от нее стремятся скорее избавиться, поясняет аналитик. При том что для серьезных сделок и твердой оплаты используется иностранная валюта, говорит Кочетков.

Для Эрдогана, по словам аналитика, идея заключается в том, чтобы сделать рабочую силу дешевой и доступной и сделать кредитные продукты также доступными, однако непонятно, кто будет их создавать: банки не будут выдавать кредиты себе в убыток. При нынешней низкой ставке ЦБ, который рефинансирует ликвидность этих банков в лирах, они могут позволить себе низкие ставки по кредитам, напоминает Кочетков. Однако турецкая экономика дестабилизируется все больше и больше, потому что невозможно в стране эффективно иметь две параллельные финансовые системы – проще пользоваться только иностранной валютой, как тот же Эквадор – американским долларом, считает эксперт.

«Создаваемая неоднозначными финансовыми инструментами экспортная ориентированность может дорого стоить стране. Эрдоган и подчиненные ему финансовые власти играют с огнем при том дисбалансе внутреннего и внешнего кредитования, что образуется сейчас», – заключил Кочетков.