27 госкомпаний решили начать «выращивать» поставщиков из сектора МСП в 2023 году

Интерес к механизму повысился на фоне ухода западных подрядчиков
Действующие нормы 223-ФЗ обязывают госкомпании закупать у поставщиков из сегмента МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров/ Евгений Разумный / Ведомости

Госкомпании проявляют все больший интерес к инструменту выращивания своих поставщиков из числа малого и среднего бизнеса на фоне ухода с рынка иностранных игроков, рассказал «Ведомостям» представитель Корпорации МСП (КМСП). По его словам, 27 компаний с госучастием планируют утвердить программы по развитию подрядчиков в этом году. Крупнейшие из них – «Алроса», «Русгидро», «Транснефть», «Алмаз-Антей», «Россети» (полный перечень – во врезе).

Использование механизма выращивания стало возможно после принятия поправок в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в прошлом году. Инструмент предполагает, что госкомпании могут реализовывать индивидуальные программы развития поставщиков, в том числе оказывать им финансовую, правовую, методическую поддержку. Кроме того, поправки позволили организациям заключать долгосрочные офсетные контракты по 223-ФЗ (закупки компаний с госучастием). Такие договоры предусматривают, что поставщик инвестирует собственные или заемные средства в производство, а заказчик обязуется в течение нескольких лет закупать у него продукцию или услуги в определенном объеме.

Механизм разрабатывали с 2018 г. – у ведомств были замечания в связи с тем, что это может приводить к неравным условиям при проведении конкурентных закупок (путем предоставления заказчиком каких-либо преференций выращиваемому субъекту). В финальной версии закона такие риски были исключены, так как он не предусматривает гарантий приобретения товаров, работ и услуг у субъектов МСП и после завершения всех мероприятий заказчик принимает участие в закупках на конкурентной основе.

Для участия в программе подрядчик должен соответствовать ряду критериев. В том числе состоять в реестре МСП, не быть банкротом, не иметь недоимки по налогам и иным обязательным платежам, не фигурировать в списке недобросовестных поставщиков, а также не быть аффилированным с заказчиком. Еще один критерий: компания должна производить инновационные товары с локализацией на территории России. При этом госкомпания может установить свои дополнительные требования – например, наличие специалистов определенного уровня квалификации и необходимого оборудования, опыт поставки аналогичной продукции, отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов, использование высокотехнологичных решений, задел на импортозамещение.

Основные цели программ выращивания – увеличение числа квалифицированных и конкурентоспособных поставщиков среди субъектов МСП, поиск новых возможностей для импортозамещения, повышение качества закупочной деятельности, сообщил представитель КМСП. Также механизм нацелен на увеличение доли закупок у малого и среднего бизнеса и поиск подрядчиков, предлагающих более технологичную и инновационную продукцию. 

С момента запуска инструмента в ноябре прошлого года программы выращивания уже утвердило пять компаний с госучастием – «Автодор – платные дороги», РЖД, «Ростелеком», «Интер РАО», «Мослифт», сообщил представитель КМСП.

Возможности и риски

На фоне ухода иностранных компаний с российского рынка у малого бизнеса появилась возможность занять нишу «иностранцев» и предложить свою продукцию или модернизировать ее под конкретный запрос, отмечает гендиректор КМСП Александр Исаевич. При этом, по его словам, качество и объемы, которые могли предложить субъекты МСП, не всегда соответствовали требованиям крупных заказчиков. Выращивание может стать одним из эффективных инструментов импортозамещения, полагает Исаевич. 

Из-за ухода иностранных поставщиков актуальность таких программ резко выросла – сейчас госкомпаниям приходится думать, где найти новых подрядчиков, отмечает президент «Опоры России» Александр Калинин. По его словам, компаниям МСП инструмент тоже выгоден, так как позволяет найти рынки сбыта, развивать производство и увеличивать мощности. До принятия закона госкомпании не могли давать преференции поставщикам, что сдерживало развитие компаний-подрядчиков, подчеркивает Калинин.

Инструмент может способствовать решению проблемы импортозамещения, но нельзя рассчитывать на него как на панацею, считает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Например, высокотехнологичную продукцию силами малых компаний не подготовишь, так как нужны научные разработки, требующие времени и крупных финансовых вложений. При этом для замещения «простых» комплектующих этот инструмент может быть полезен, указывает он.

Какие госкомпании будут выращивать поставщиков

По данным КМСП, инструментом планирует воспользоваться 27 компаний с госучастием: «Алроса», «Русгидро», «Транснефть», «Алмаз-Антей», «Россети», в том числе «дочки» холдинга (ОАО «МРСК Урала» и АО «Завод РЭТО»), «Газпром газораспределение Дальний Восток», «ВТБ лизинг», АО «МАШ» (аэропорт «Шереметьево»), «Росгео», АО «Дом.РФ» и его «дочки» «Банк Дом.РФ» и «Дом.РФ Центр сопровождения», РНКБ, «РСХБ-страхование», «Фортум», «Росспиртпром» и его «дочка» ООО «Абсолют», несколько дочерних предприятий «Ростеха» (ОАК, АО «Спецхимия», АО «НПК «Техмаш»), СПК («дочка» РЖД), АО «Невское ПКБ» («дочка» ОСК), ЗАО «Портофлот» (морские перевозки), АО «РТКомм.ру» (деятельность в области спутниковой связи), ООО «КВГ» (городское водоснабжение).

Есть риски, что выращиваемая компания может получать преимущества на торгах, хотя и не быть более конкурентоспособной, считает Данилов-Данильян. Такая опасность существовала и раньше – заказчик мог завышать цены или устанавливать такие требования в техническом задании к закупке, под которые подпадают только определенные поставщики, говорит эксперт. За этим, по его словам, должны следить как регуляторы (ФАС), так и руководители госкомпаний, но можно было бы возложить обязанность за соблюдением конкуренции при выращивании на КМСП.

Мера, наоборот, может повлиять на уровень конкуренции позитивно, так как должно вырасти число претендующих на заключение контракта организаций и как следствие – повыситься качество продукции, считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. С точки зрения закона такие выращенные компании обязаны принимать участие в процедурах на общих основаниях, если это не исключительная ситуация (существует перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. – «Ведомости»), указывает эксперт.

При этом риски предоставления необоснованных преимуществ даже в случае соблюдения конкурентных процедур все равно вырастут, указывает Жарский. Кроме того, поддержка будет позитивно сказываться только на отдельных организациях, в то время как их конкуренты из числа МСП могут лишиться контрактов и потерять свое положение на рынке, указывает он.

Действующие нормы 223-ФЗ обязывают госкомпании закупать у поставщиков из сегмента МСП не менее 25% годового стоимостного объема договоров, напоминает эксперт «Контур. Торгов» Василий Данильчик. «Практика показала, что зачастую малые и средние компании – участники закупок не соответствуют тем требованиям, которые выдвигает заказчик. У МСП нередко отсутствуют финансовые и профессиональные возможности исполнить даже заключенные контракты», – отмечает Данильчик. По его словам, механизм выращивания решит две проблемы: даст МСП-поставщикам доступ к технологиям и новый опыт, а заказчикам – товары и услуги нужного качества.