Китай потратил $104 млрд за пять лет на кредиты для спасения своих должников

Это плата за опыт глобального кредитора, которого раньше у КНР не было
Исследование показало, что китайские кредиты странам, испытывающим трудности с обслуживанием долга, выросли менее чем с 5% портфеля зарубежных кредитов КНР в 2010 г. до 60% к 2022 г./ Hasnoor Hussain / Reuters

За 13 лет (с 2008 по 2021 г.) КНР выдала кредитов на $240 млрд 22 развивающимся странам с большой долговой нагрузкой, резко увеличив кредитование начиная с 2016 г. ($104 млрд). Рост кредитования с 2016 г. был вызван необходимостью обслуживания ранее выданных займов на развитие инфраструктуры в рамках объявленной в 2013 г. китайской инициативы «Пояса и пути», говорится в докладе Всемирного банка, Гарвардской школы Кеннеди, AidData и Института мировой экономики Кильского университета, выпущенного 28 марта.

Согласно докладу, почти 80% спасательных кредитов, выданных с 2016 по 2021 г., получали страны с низкими и средним уровнем дохода, в том числе Аргентина, Монголия и Пакистан. Кроме того, сейчас Китай ведет переговоры о реструктуризации долга с рядом стран, включая Замбию, Гану и Шри-Ланку. Как пишет агентство Reuters, ряд проектов «Пояса и пути», под которые Китай начал выдавать кредиты с 2013 г., не принесли ожидаемых выгод, в том числе из-за их нерентабельности, проблем с коррупцией и экологических проблем. Среди ярких примеров называются так и недостроенная «дорога в никуда» в Черногории от порта Бар до южной границы Сербии стоимостью $1 млрд, убыточный порт Хамбантота (в 2017 г. был передан в аренду Китаю на 99 лет) и телебашня Лотоса на Шри-Ланке, объявившей в 2022 г. дефолт. Сейчас ее долг Китаю достиг почти $7 млрд, что составляет 52% от общей внешней задолженности.

Исследование показало, что китайские кредиты странам, испытывающим трудности с обслуживанием долга, выросли менее чем с 5% портфеля зарубежных кредитов КНР в 2010 г. до 60% к 2022 г. Кредитование Китая осуществляется в двух формах: через механизм своп-линий, когда Народный банк Китая выдает другим ЦБ юани в обмен на национальную валюту (около $170 млрд), и за счет прямой поддержки платежного баланса со стороны государственных китайских банков на $70 млрд.

За все рассматриваемые в докладе 13 лет Аргентина получила больше всего кредитов от КНР – $111,8 млрд (при этом Аргентина дважды объявляла дефолт – в 2014 и 2020 гг.), за ней идут Пакистан с $48,5 млрд и Египет с $15,6 млрд. В период с 2005 по 2019 г. власти Белоруссии активно брали займы на общую сумму в $10,2 млрд, и обслуживание этих долгов было управляемым в течение примерно 10 лет. Затем правительство Белоруссии столкнулось со значительно более высокими выплатами своим китайским кредиторам, в результате чего ее ЦБ несколько раз получал срочные кредиты, например в 2019 г. на 3,5 млрд юаней (около $500 млн).

При этом ряд стран, которым Китай предоставлял так называемые кредиты на спасение, – Аргентина, Белоруссия, Эквадор, Египет, Лаос, Монголия, Пакистан, Суринам, Шри-Ланка, Турция, Украина и Венесуэла – одновременно получали поддержку Международного валютного фонда (МВФ). Но разница, пишут авторы доклада, в том, что китайские деньги обходятся странам-реципиентам дороже – ставка на такой кредит от МВФ обычно составляет 2%, в то время как средняя ставка китайского кредита – 5%. Кроме того, Пекин спасает в первую очередь те из оказавшихся в тяжелом экономическом положении страны, тяжелое положение которых представляет значительный балансовый риск для китайских банков. «Пекин в конечном итоге пытается спасти свои собственные банки. Именно поэтому он ввязался в рискованный бизнес международного кредитования под залог», – считает профессор Гарвардской школы Кеннеди Кармен Рейнхарт.

Отмечается, что условия кредитов от Китая более секретны, чем у МВФ, что порождает спекуляции о возможных политических последствиях. Официальный представитель министерства иностранных дел КНР Мао Нин на пресс-конференции 28 марта отвергла заявление о том, что Китай ставит какие-либо политические условия к кредитным соглашениям.

Председатель КНР Си Цзиньпин осенью 2013 г. в Назарбаев университете в Астане представил концепцию проекта «Пояс и путь», включающую создание «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI в.». Задача проекта – создание транзитно-транспортной системы, связывающей Китай со странами Евразии и Африки, в 2018 г. к нему присоединились страны Латинской Америки и Карибского бассейна. По состоянию на январь 2023  г. инициативой так или иначе была затронута 151 страна.

Китай, выдавая новые кредиты на погашение прошлых долгов, привязывает экономики этих стран к себе, говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. КНР, инвестируя в инфраструктурные проекты за рубежом, привлекает свои строительные компании и поставщиков, т. е. вкладывает таким образом и в свою экономику. Кроме того, при таком подходе Китай может рассчитывать и на политическую поддержку в каких-то международных вопросах, так как он демонстрирует попавшим в тяжелое положение странам, что не собирается их бросать, уверен Кочетков.

Вероятнее всего, далеко не все из кредитов, на рефинансирование которых Китай выдавал срочные займы, связаны с «Поясом и путем», говорит руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. При этом дополнительные кредиты тем странам, которые не смогли расплатиться с займами, полученными именно в рамках «Пояса и пути», можно считать «платой КНР за учебу». Ранее Пекин не имел такого масштабного опыта глобальных экономических инициатив, и потому ряд его проектов за рубежом оказались убыточными. Кроме того, сказалась и пандемия коронавируса, которая поставила развивающиеся страны в тяжелое положение. Сумма, которую Китай выделяет на срочные кредиты на погашение долгов для его бюджета не особенно существенна, но взамен Пекин получает ценный опыт в глобальных инвестициях, заключает Ломанов.

Рефинансируя кредиты, Китай попросту защищает свои инвестиции, говорит Валерий Емельянов, эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций». Уровень возвратности кредитов по проекту «Пояс и путь» неизвестен, но, судя по тому, что он кредитует другие центробанки втрое дороже, чем ФРС, а другие страны – вдвое дороже, чем МВФ, риски невозврата заложены изначально. Можно сказать, что Китай специализируется на проблемных рынках, потому что он и сам находится в категории стран с повышенным риском. Крупные серые долги, непрозрачные условия сделок – это всё есть и в самом Китае, заключает Емельянов.