Что означает снижение рейтинга экономики Израиля на фоне конфликта с Ираном

S&P присоединилось к Moody’s и ухудшило оценки кредитоспособности страны
В пользу Израиля играют большие валютные резервы – страна является одним из лидеров по этому показателю среди несырьевых экономик/ AHMAD GHARABLI / AFP

S&P Global понизило долгосрочный кредитный рейтинг кредитоспособности Израиля в иностранной и национальной валюте с AA- до A+ и краткосрочный – с A-1+ до A-1, присвоив его экономике негативный долгосрочный прогноз. В агентстве это объяснили обострением конфронтации с Ираном, что усиливает и без того повышенные геополитические риски для Израиля, а также затягиванием конфликта в секторе Газа. В S&P признали, что ранее ожидали завершение войны с «Хамасом» в течение полугода, сейчас очевидно, что эти надежды не оправдались. В феврале рейтинг Израилю понизило агентство Moody’s. Это стало первым в истории Израиля негативным рейтинговым действием со стороны большой тройки мировых агентств.

Три сценария

В S&P Global приводят три сценария для израильской экономики – базовый, позитивный и негативный. Каждый из них завязан на геополитику. Первый предполагает, что война с «Хамасом» продолжится в течение всего 2024 года, но, вероятно, с меньшей интенсивностью. На северной границе Израиля по-прежнему будут возникать столкновения с «Хезболлой», но это не перерастет в открытую войну. Существенной конфронтации с Ираном, а также дестабилизации обстановки на Западном берегу не произойдет. Конфликт, таким образом, не распространится на Ближний Восток.

Позитивный сценарий описан довольно сухо. Он также предусматривает уменьшение эскалации, снижение интенсивности боевых действий и стабилизацию рисков для безопасности региона. В этом случае S&P может повысить прогноз по кредитоспособности Израиля до стабильного. В агентстве не уточняют, какие события должны наступить, чтобы этот вариант реализовался.

Негативный сценарий S&P детализируют в большей степени. Это противоположная позитивному ситуация – эскалация и угроза безопасности в регионе.

Есть два варианта развития этого процесса. Первый и наиболее мрачный – это переход в длительную военную конфронтацию с Ираном. Сейчас Израиль находится под давлением партнеров, которые требуют от него деэскалации конфликта. Хотя Иран уже сообщил о своих планах не реагировать на последний удар Израиля по своей территории, риск непредвиденных случайностей или просчетов сохраняется, пишут аналитики S&P Global.

Другая ветка негативного сценария – расширение конфликта с «Хезболлой» на северной границе Израиля. Это может произойти, например, в том случае, если атаки «Хезболлы» усилятся или Израиль решит осуществить военную интервенцию в Ливан, чтобы создать зону безопасности и отодвинуть «Хезболлу» подальше от границы на ливанской стороне. В этом случае агентство будет вынуждено снизить рейтинги Израиля.

Состояние экономики

Агентство подчеркивает высокую способность израильской экономики адаптироваться к последствиям военных конфликтов и поэтому ожидает улучшения макропоказателей уже по итогам I квартала 2024 г. Реальный рост экономики в этом году составит 0,5% после 2% в прошлом, прогнозируют в S&P. В 2025 г. рост ускорится до 5% по мере деэскалации конфликта. Сниженный спрос и осторожность иностранных инвесторов будет давить на динамику экономики, в S&P ожидают, что экономика Израиля будет расти в среднем на 3,5% в год в 2026–2027 гг.».

При этом поквартальный рост ВВП будет оставаться ниже довоенного уровня на протяжении всего года. Длительное время потребуется для восстановления инвестиций, которые показали резкое падение – на 26% – в IV квартале прошлого года. Но частное и государственное потребление покажет восстановление уже по итогам января – марта, ожидают в S&P.

Агентство ожидает, что дефицит израильского госбюджета составит 8% ВВП по итогам 2024 г. после 6,7% в прошлом году и 1,8% в 2022 г. Главной причиной роста дефицита там называют увеличение оборонных расходов и траты на восстановление инфраструктуры. В S&P прогнозируют, что дефицит будет оставаться повышенным, но высоко оценивают государственные меры по его контролю – в частности, объявление о повышении НДС с 17 до 18% с 2025 г.

S&P ожидает, что госдолг Израиля достигнет пикового значения в 66% ВВП в 2026 г., после чего начнет снижаться. В агентстве отмечают, что структура внешнего долга страны остается весьма благоприятной: 84% обязательств выпущено внутри страны в национальной валюте, что ограничивает риски из-за бегства зарубежных инвесторов.

«Мы ожидаем, что платежный баланс Израиля останется ключевым фактором укрепления рейтингов. На протяжении десятилетий страна демонстрировала положительное сальдо счета текущих операций, чему в первую очередь способствовал быстрый рост экспорта услуг в области информационных и коммуникационных технологий с высокой добавленной стоимостью. За последние несколько лет общий профицит внешних услуг составил в среднем 7% ВВП. В результате Израиль увеличил объем чистых внешних активов до 30% ВВП, что является одним из самых высоких показателей среди государств, не экспортирующих сырьевые товары, и сократил свои потребности во внешнем финансировании», – поясняют в эксперты S&P.

Теневые сценарии

Существует ряд сценариев существенной эскалации на Ближнем Востоке по сравнению с существующим положением. Самые негативные из них пока не отражены в уровне суверенных рейтингов как по версии S&P, так и других агентств, считает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин. Заметный рост напряженности может существенно сказаться на экономических показателях и бюджетной ситуации – вероятность материализации таких сценариев пока не выглядит слишком высокой, соглашается он. Но агентство пересмотрело свои прогнозы относительно сроков разрешения ситуации с «Хамасом», которые выросли по сравнению с имеющимися ранее ожиданиями, замечает он.

Еще в феврале рост дефицита и госдолга, падение инвестиций привели к понижению на одну ступень до уровня A2 рейтинга Moody’s, напоминает Копейкин. Но Израиль – страна с богатой и гибкой экономикой, огромными валютными резервами и торговым профицитом, кредитное качество сохраняется на высоком уровне, оценивает он. По версии S&P даже после понижения рейтинги страны остаются выше рейтингов Испании или, например, Саудовской Аравии, добавляет Копейкин.

При этом восстановление экономики, вероятно, уже происходит – композитный индекс состояния экономики центрального банка страны сигнализировал, что постепенное восстановление началось еще в декабре – январе, в том числе за счет оживившегося спроса, отмечает Копейкин. Но перспективы туристического сектора туманны, строительство и сельское хозяйство, которые особенно сильно зависели от палестинских работников из Газы и Западного берега, также будут сталкиваться с ограничениями, ожидает он. Переоценка рисков как зарубежными, так и внутренними инвесторами, вероятно, скажется на инвестиционной активности, а значит, и на темпах экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе, рассуждает эксперт. Поэтому, хотя экономический рост в этом году в базовом сценарии действительно возобновится, ожидания S&P того, что в 2025 г. он составит 5%, кажутся излишне оптимистичными, заключает Копейкин.

По оптимистичному прогнозу министерства финансов Израиля, сделанному в 2023 г., боевые действия против «Хамаса» обойдутся за один год в 200 млрд шекелей, т. е. в $51 млрд, или 10%, ВВП, напомнил научный сотрудник Центра изучения Ближнего Востока ИМЭМО РАН Станислав Лазовский. Последствия пандемии коронавируса обошлись для бюджета Израиля в 160 млрд шекелей, или $40,8 млрд, добавил он. Прогноз был рассчитан на основании того, что конфликт не распространится за территорию сектора Газа, боевые действия продлятся не более года, а резервисты вернутся на работу.

Как видно из текущей ситуации, конфликт продолжается и будет продолжаться дальше, резервисты не вернулись к мирной жизни, констатировал Лазовский. Вопросом остается только ограниченность театра боевых действий, отметил он. Боевые действия замедляют динамику экономики страны, но рост продолжается, хоть и более скромными темпами. В данном случае так происходит благодаря поддержке США, считает эксперт.