Мантуров назвал четыре приоритета кооперации России и Узбекистана

Среди них развитие МСП и создание новых промышленных парков
Пресс-служба «ИННОПРОМ. Центральная Азия» / «Бизнес Ивент»

Перед Россией и Узбекистаном открываются новые возможности развития сотрудничества из-за санкций и ухода западных игроков, заявил вице-премьер и министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в ходе пленарного заседания выставки «Иннопром. Центральная Азия» в Ташкенте. Он обозначил четыре приоритетных направления в отношениях России и центральноазиатских стран.

«Первое – это более глубокая промышленная кооперация. Она охватывает широкий ряд секторов. На сегодня в странах Центральной Азии уже работает порядка 24 000 компаний с российским капиталом. Совокупный объем накопленных инвестиций превысил $38 млрд», – отметил Мантуров. Наиболее перспективными направлениями развития он назвал базовые отрасли промышленности, отдельно выделив производство комплектующих для различных сегментов машиностроения и производство систем цифровизации и автоматизации производства.

В конце прошлого года Евразийский банк развития оценивал общие инвестиции России в Евразийский регион в $43 млрд, из этой суммы почти половина приходится на Казахстан и Узбекистан: $13 млрд было вложено в 99 проектов в Казахстане, $9,3 млрд – в 26 сделок в Узбекистане. Товарооборот России и Узбекистана достиг уже $10 млрд, а портфель инвестиционных проектов уже составляет более $20 млрд, сообщил в ходе пленарной сессии заместитель премьер-министра Узбекистана Жамшид Ходжаев.

Вторым приоритетным направлением Мантуров назвал привлечение в кооперативные процессы высокотехнологичного малого бизнеса. Для этого министр предлагает создание новых промышленных парков в ближневосточных странах или же в России, где эти структуры получают значительную господдержку. Он высоко оценил опыт технопарков «Чирчик» и «Джизак», которые были открыты на территории Узбекистана при участии казанской компании «Химград». «В целом отмечу, что сотрудничество с Республикой Узбекистан развивается достаточно активно. Об этом говорят высокие прошлогодние темпы роста экспорта и импорта, товарооборот прибавил 11,5%», – сообщил вице-премьер. Если сравнивать с 2019 г., то торговля увеличилась вдвое, оценил Мантуров.

Промышленный парк «Чирчик» был открыт в марте 2022 г. в Ташкентской области. Абдулла Арипов, занимавший на тот момент пост премьер-министра Узбекистана, утверждал, что в рамках технопарка будет производиться более 100 наименований важной для экономики продукции. Хоким Ташкентской области Зойир Мирзаев заявил в ходе пленарной сессии, что на данный момент в парке «Чирчик» реализовано 14 проектов на общую сумму $32 млн, на стадии завершения находится девять проектов на сумму $98 млн, рассматриваются заявки на размещение 10 проектов на сумму более $110 млн.

Технопарк «Джизак» был открыт в апреле 2023 г. на территории предприятия Jizzax Plastmassa в Джизакской области.

В качестве третьего приоритетного направления Мантуров назвал размещение новых технопарков вблизи железнодорожной инфраструктуры. Министр особо подчеркнул возможность их строительства вдоль международного транспортного коридора «Север – Юг». По его оценкам, это создаст большие перспективы и для прилегающей промышленной инфраструктуры, и для роста товарооборота с азиатскими странами: «Только за последний год частота движения контейнерных поездов по восточной части Каспия удвоилась, а это прямые транзитные выходы для всех сопредельных стран». Кроме того, концентрация рядом с железными дорогами имеет важное стратегическое значение, напрямую связанное с безопасностью торговли. «Последние события в Красном море показали, насколько важно диверсифицировать международные логистические маршруты. И наша страна здесь будет предпринимать самые активные усилия», – пояснил министр.

Четвертым приоритетом Мантуров назвал расширение межрегионального сотрудничества между Россией и странами Центральной Азии в целом. «Неслучайно мы сегодня уделяем этой теме особое внимание. Контакты наших регионов становятся все более интенсивными и разноплановыми. К примеру, торгово-экономические отношения с Узбекистаном поддерживает почти 80 субъектов Российской Федерации. Необходимо и дальше их развивать в прежде всего приоритетных для наших экономик сферах: технологический суверенитет, энергетическая и продовольственная безопасность, логистика, модернизация инфраструктуры, цифровые технологии и многое другое», – сказал он.

В сентябре прошлого года в рамках выставки «Иннопром. Казахстан» премьер-министр России Михаил Мишустин сообщил, что карта индустриализации Евразийского экономического союза включает уже более 150 проектов в 25 отраслях на сумму более 26 трлн руб.

Перспективы и риски

На сегодняшний день очевидно, что стратегический разворот на юго-восток, который был предпринят Россией в ответ на санкции США и ЕС, доказал политическую и, что особенно важно, экономическую целесообразность, уверен доцент базовой кафедры управления инновационной и промышленной политикой РЭУ им. Г. В. Плеханова Максим Максимов. Взаимодействие со странами Центральной Азии позволило сохранить устойчивость экономики России, решить ряд принципиально важных задач по параллельному импорту и иным способам обхода санкционных ограничений, указывает он.

На сегодняшний день актуальным становится развитие промышленной и экономической интеграции с нейтральными и дружественными странами, наиболее перспективными в этом смысле являются наши ближайшие соседи на юго-востоке, к которым относятся Казахстан, Азербайджан, Иран и Узбекистан, оценивает он. Именно эти государства фигурируют в контексте развития транспортного коридора «Север – Юг», который представляется ключевым элементом дальнейшего укрепления позиций России на юго-восточном направлении, поясняет эксперт.

В планах взаимного сотрудничества России и ближневосточных партнеров развитие следующих направлений коридора: восточного, реализующего прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен – Серахс, и западного, охватывающего направление Астрахань – Махачкала – Самур, далее по территории Азербайджана до проектируемой пограничной станции Астара, напоминает Максимов.

Восточные страны делятся на две группы – богатые и бедные, отмечает декан факультета «Школа политических исследований» ИОН РАНХиГС Сергей Демиденко. Богатые восточные страны вроде ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара или Бахрейна, как правило, не испытывают потребности в подготовке профессиональных кадров или мощного развития промышленности и собственных технологий, у них достаточно денег для того, чтобы купить все это за рубежом, – для них текущие промышленные инициативы России вряд ли представят большой интерес, сомневается он.

Тогда как Узбекистан нуждается в промышленном и экономическом акторе, который стимулировал бы развитие экономики, сейчас на узбекистанском рынке можно говорить только о присутствии китайских компаний, но в отдельных сегментах и отраслях экономики Россия могла бы стать альтернативой, рассуждает он.

Ставку действительно стоит делать на бедные азиатские страны, многие из этих стран находятся в мальтузианской ловушке – там огромное население, которое нужно куда-то трудоустраивать, отмечает эксперт. При ограниченном экономическом ресурсе технопарки могли бы сыграть свою роль, заключает он.

России необходимо формировать собственную технологическую экосистему в интересах укрепления технологического суверенитета и наращивания экспортного потенциала, считает приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ Антон Бакланов. Центральная Азия крайне перспективна в данном аспекте, учитывая сильные исторические связи России, серьезным подспорьем является экспорт готовых технологичных продуктов с частичной локализацией и доработкой под запросы местных рынков, указывает он. Важная ставка в этом процессе и выгода для наших контрагентов – это обеспечение высокого уровня доверенности наших технологических решений для стран региона, где остро стоит вопрос технологического суверенитета и борьбы с зависимостью от продуктовой экосистемы западных стран, рассуждает эксперт. На текущий момент уже создан механизм «Цифровых атташе», целью которого является помощь отечественным производителям ПО и электроники выйти и закрепиться на региональных рынках, указывает он. Совместные технопарки также могут стать серьезным инструментом для технологической экспансии, однако потребуют значительных вложений, можно отнести их к перспективным инструментам, заключает Бакланов.