Снижение ставки ЦБ и курса рубля не могут компенсировать нехватку инвестиций

Основная проблема экономики – хроническое сокращение вложений в долгосрочное развитие

Новая волна девальвации рубля, запущенная Банком России ради наращивания золотовалютных резервов (ЗВР), может вылиться в массированный отток капитала. По сути, она лишит экономику последних инвестиционных ресурсов, вновь разгонит инфляцию, поставит крест на перспективе быстрого снижения процентных ставок, а значит, и на возможности монетарного стимулирования промышленности.

При этом ни стабилизация курса рубля в апреле – мае, ни постепенная нормализация процентных ставок пока не дают оснований считать, что кризис в экономике подходит к концу. Напротив, публикация данных о резком падении в апреле промышленного производства на 4,5% по сравнению с апрелем 2014 г., снижении реальных доходов населения на 13,2% и объемов розничной торговли на 9,8%, а главное, продолжающееся от месяца к месяцу падение инвестиций в производственные мощности развеяли надежды на скорый выход экономики из рецессии.

Проблема с инвестициями

Причины экономического кризиса, наиболее остро проявившегося в конце 2014 г., – это не только и не столько снижение цен на нефть, резко сократившее доходы бюджета, не только геополитика и санкции, лишившие российские компании и банки доступа на глобальный рынок капитала. Главная причина экономических проблем – хроническое снижение инвестиций в основной капитал и производственные мощности. К сожалению, процесс этот начался еще в 2011 г., задолго до событий прошлого года.

А инвестиции – это не что иное, как интерес и возможности вкладывать капитал в долгосрочное развитие как отдельных компаний и отраслей, так и регионов и страны в целом в расчете на постоянное получение прибыли также в течение длительного периода. Экономика в период с 2000 по 2008 г. показала рост на 83%, сопровождавшийся сопоставимым повышением производительности труда. Это обстоятельство, а также опыт других стран доказывают, что не доступность банковских кредитов, не стоимость денег, не уровни валютных курсов, а лишь заинтересованность в развитии и рост внутреннего спроса определяют динамику инвестиций и экономики.

Что же стало причиной падения инвестиций? Все дело в развороте потоков капитала и изменившемся качестве инвестиционных ресурсов.

В прошлом десятилетии экспортная выручка и прибыль компаний формировали внутренние источники инвестиций, а международный рынок капитала с его длинными деньгами – внешние. Но так исторически сложилось в нашей экономике, что иностранные инвестиции концентрировались в основном на нефтегазовом и финансовом секторах; кое-что также доставалось автомобильной промышленности, девелоперам и потребительскому ритейлу.

Что касается обрабатывающей промышленности, машиностроения, производства электрооборудования и сферы высоких технологий, то также исторически получилось, что там инвестиции в развитие делаются в основном из прибыли или за счет других собственных средств компаний. Предприятия направляли на инвестиции лишь 3–5% всех кредитных ресурсов. И с доступностью кредитов это никак не было связано. Все дело в ухудшающихся условиях ведения бизнеса и отсутствии стимулов, в том числе налоговых, для внедрения инноваций, что приводило лишь к технологическому отставанию и невозможности конкурировать с импортом. В совокупности это вело к тому, что доходы предприятий ненефтегазового сектора постоянно снижались, бизнес-планы становились все менее амбициозными и спад инвестиций, а затем и производства приобрел хронический характер.

При этом внутренние условия кредитования долгое время были вполне приемлемыми для ведения бизнеса, но экономика уже не росла. И происходит это потому, что компании берут в банках так называемые универсальные кредиты либо на финансирование текущей деятельности, либо на приобретение основных средств, либо под конкретные сделки, но никак не для инвестиционных проектов.

Ожидания, что при снижении ставки ЦБ начнется бум кредитования, который и вытянет экономику, – это иллюзии. В связи с изменением политики ЦБ в отношении ЗВР ставки не только могут не снизиться, но и никакое кредитование не будет расширяться в случае массовой долларизации активов и сокращения внутренних сбережений.

Заменить внешний капитал на внутренний

Есть ли варианты как-то изменить или хотя бы исправить такую ситуацию с инвестициями?

Мое мнение – импортозамещение следовало начинать с замещения внешних источников инвестиционного капитала на внутренние. Это не поздно делать и сейчас.

А здесь возможны сразу несколько вариантов – от создания специализированных инвестиционных банков развития под эгидой ЦБ или правительства и консолидации существующей банковской системы до стимулирования пенсионных, страховых, индивидуальных и коллективных накоплений, которые также станут внутренними источниками длинных денег и трансформируются в инвестиции.

России нужна собственная инвестиционно-банковская система с опорными частно-государственными банками развития, которая бы обеспечивала инвестиционный кредит. И чем скорее она начнет формироваться, тем быстрее станет восстанавливаться экономика, поскольку существующая в стране банковская система способна обеспечивать лишь поддержание текущей деятельности, но никак не долгосрочное развитие бизнеса. Где взять ресурсы для новых инвестбанков? Они могут получить капитал как от учредителей – ЦБ и правительства, так и посредством заимствования на внутреннем рынке под гарантии государства или путем размещения акций с прозрачной дивидендной политикой.

И что же, чиновники снова будут выбирать, какие проекты или прожекты финансировать, а какие нет? Все же помнят, что огромные госинвестиции в автопром, нанотехнологии или космические программы ощутимых результатов не дали. Чтобы не повторять прошлых ошибок, потребуется изменить принципы распределения средств.

Это несложно сделать, если на первом этапе финансировать исключительно покупку современных зарубежных технологий. Любых технологий, которые нам продадут, любых, которые обеспечат повышение производительности труда, любых, с помощью которых можно быстро начать создавать конкурентный продукт. Пусть это будут биотехнологии, фармакология и медицинское оборудование, производство узлов и агрегатов для автомобилей, электрооборудование или системы связи – это абсолютно не принципиально, потому что стране нужно всё. Россия импортирует слишком много готовой продукции, оплачивая рабочие места и прибавочную стоимость иностранным производителям.

Если будут приняты четкие критерии отбора покупаемых технологий и создана система открытых конкурсов и заявок, система контроля, залогов и обеспечения, это устранит субъективные факторы чиновничьего выбора и возможность для коррупции. А от государства одновременно потребуется ускоренное создание инфраструктуры, причем не только дорог и энергообъектов, но и производственных площадок, на которых бизнес смог бы развернуть приобретаемые технологические линии.

Кроме того, государство должно обеспечить и поддерживать высокий уровень образования. Качество трудовых ресурсов начинает ухудшаться, и Россия в дальнейшем не сможет привлекать инвестиции в несырьевые сектора, если не будет восстанавливать систему профессионально-технического образования, заботиться о подготовке новых кадров, финансировать науку и здравоохранение.

Уже в дальнейшем можно переходить к долгосрочному планированию и совершенствованию бизнес-климата, не забывая ни про защиту прав собственности и интересов инвесторов, ни про стимулирование НИОКР и инноваций.

Поможет ли экономике слабый рубль?

Лукавят те, кто говорит, что слабый рубль – это хорошо для импортозамещения. Он хорош лишь в том случае, когда в стране прошел инвестиционный бум и созданы промышленные и агропромышленные мощности для выпуска отечественного продукта, способного конкурировать с импортом. Сейчас же ослабление рубля в большей степени помогает бюджету.

Экономике нужно вовсе не это, а стабильный рубль и стабильные условия. Все остальное бизнес должен сделать сам. Нужно время для закупки высокотехнологичного оборудования, создания инфраструктуры и производственных площадок, снижения инфляции, стабильности валютного курса, благоприятных налоговых условий и правовой защиты собственности и результатов ведения бизнеса. Иначе процесс импортозамещения будет крайне слабым и ограниченным и затронет лишь единичные отрасли (скорее всего это будет все та же нефтянка). И это намного важнее, чем ставка ЦБ или объем ЗВР.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.