Китай может стимулировать рост развивающихся экономик

Его инвестиции в инфраструктуру – едва ли не единственный способ оживить в них экономическую активность

У развивающихся экономик сегодня мало проводов для радости. И хотя возлагать всю вину за это на Китай было бы неправильно, происходящее там во многом объясняет установившуюся нынче пасмурную экономически погоду.

Китай вступил на путь необратимых перемен, ведущий от роста, стимулируемого инвестициями, к росту более медленному и сбалансированому. Проделать этот путь Китаю крайне необходимо, чтобы избежать собственного финансового кризиса. Но в результате ему теперь нужно меньше всего того, что он до недавнего времени с охотой покупал у других развивающихся стран, – от сырья до поставок компонентов в производственные цепочки. И ярко светившее китайское солнце затянуло тучами.

Но дело не только в том, что экономика Китая замедляется. Есть еще две проблемы. Во-первых, у Пекина не так много действенных инструментов для стимулирования экономики, даже если бы он хотел ускорить ее рост. Если центральный банк слишком сильно снизит процентные ставки, ускорится отток капитала. Если же министерство финансов слишком сильно смягчит бюджетную политику, рынки начнут беспокоится относительно ее жизнеспособности, учитывая гигантские не обеспеченные средствами пенсионные обязательства государства (88% ВВП, по оценке МВФ). А местные правительства, бюджеты которых ранее и использовались для стимулирования экономического роста, теперь слишком отягощены долгами и не горят желанием инвестировать.

Вторая проблема заключается в том, что пострадала репутация китайских лидеров: наблюдатели начинают сомневаться в их способности решить вставшие перед страной задачи. Возьмите, например, их непоследовательность в отношении к фондовому рынку: в прошлом году они радостно приветствовали рост котировок, побуждая граждан инвестировать в акции, а затем пытались сдержать обвал рынка (безуспешно). А их августовское решение ввести новую методику расчета валютного курса породило всеобщее замешательство, потому что никто не мог понять, каких же конкретных целей пытался достичь центробанк.

Но хотя нельзя отрицать, что Китай крайне негативно повлиял на развивающиеся экономики в области торговли, есть по крайней мере один обнадеживающий момент: он начинает крайне позитивно влиять на них в области инвестиций. Наиболее очевидный канал такого влияния – проект «Один пояс, один путь» (OBOR).

Этот проект реализуется в рамках стратегии «развития взаимосвязей» между странами, включенными в две инициативы, которые председатель КНР Си Цзиньпин обнародовал в 2013 г. Это «Экономический пояс Шелкового пути», в рамках которого планируется стимулировать развитие торговли на территориях, связывающих Китай с Европой, и аналогичный проект «Морской шелковый путь XXI века». Эти две инициативы, образующие OBOR, в свою очередь, частично связаны с экономическими корридорами между Китаем и рядом стран Южной Азии, такими как Пакистан, Индия, Бангадеш, о создании которых также было объявлено.

Китайские чиновники отрицают, что, реализуя эти проекты, ведут геополитическую игру. Но они, конечно, наводят на мысль о том, что таким образом закладываются основы Pax Sinica – огромного дружественного Китаю экономического пространства, которое, в зависимости от предпочтений говорящего, может рассматриваться как «сообщество стран, объединенных общими интересами», или как «зона поклонения». Некоторые китайские аналитики называют OBOR «вторым открытием Китая миру» (в результате первого, решение о котором в 1979 г. принял Дэн Сяопин, Китай превратился в то, что он сегодня есть).

В последние несколько месяцев Китай мобилизовал серьезные финансовые ресурсы для поддержки инвестиций в инфраструктурные проекты в рамках «Одного пояса, одного пути». Речь, в частности, идет об Азиатском банке инфраструктурных инвестиций с первоначальным капиталом в $100 млрд (из них $40 млрд вносит Китай) и Новом банке развития (банк БРИКС) с капиталом в $50 млрд (от Китая – $20 млрд).

Но это лишь самые известные инициативы. Есть и множество других: новый Фонд Шелкового пути с $40 млрд; новое подразделение китайского суверенного инвестиционного фонда CIC, названное CIC Capital и имеющее целью собрать $100 млрд; рекапитализация Китайского банка развития и Китайского экспортно-импортного банка (примерно по $50 млрд на каждый). Поскольку OBOR так занимает мысли китайских руководителей, можно не сомневаться, что это не последние инициативы.

Средства, которые Китай уже аккумулировал на эти цели, возможно, и не изменят ситуацию в мировой экономике, но эта история вполне заслуживает того, чтобы за ней внимательно следить. Потому что инвестиции в инфраструктуру могут оказаться едва ли не единственной надеждой на экономическое восстановление развивающихся стран. Их действовавшая до сих пор модель экономического роста вышла из строя, у них огромный дефицит качественной инфраструктуры и достаточно устойчивое финансовое положение. Если сложить эти элементы, можно получить вполне надежный источник роста.

Эмпирические данные, похоже, подтверждают тезис о том, что развитие инфраструктуры может поддержать экономический рост; считается, что для повышения экономической активности особенно выгодны инвестиции в телекоммуникации, дороги и электросети. Но даже если эмпирические данные неоднозначны, для многих политиков логика полезности инвестиций в инфраструктуру представляется неопровержимой: усовершенствование физической инфраструктуры должно повысить производительность и увеличить накопление капитала, сократив транзакционные издержки. Кроме того, зачастую считается, что развитие инфраструктуры имеет социальную ценность: например, повышение качества дорог позволяет людям легче добираться до таких объектов, как школы и больницы.

Идея стимулирования экономической активности с помощью инвестиций в инфраструктуру кажется сегодня привлекательной в том числе и потому, что по сравнению с прошлыми временами (а также по сравнению с большинством развитых стран) государственные финансы во многих развивающихся странах сегодня находятся в хорошем состоянии. Даже Бразилия, кредитный рейтинг которой недавно был снижен до спекулятивного уровня, остается внешним нетто-кредитором! Это важно, потому что расходы на инфраструктуру обычно становятся обязательствами государства. А рынки сегодня не расположены финансировать увеличение бюджетного дефицита развивающихся стран, и недавний хаос на бразильских рынках это только подтверждает.

Но по крайней мере в случае с Китаем проект «Один пояс, один путь» создает возможность обеспечить финансирование Пекином инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран. Это может стать началом прекрасной дружбы.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.