Минфин России: Киев не погасил в срок долг по евробондам на $3 млрд

undefined

Российский Минфин 31 декабря констатировал неисполнение Украиной обязательств по еврооблигациям. Заявление министерства от 1 января было опубликовано накануне вечером. "1 января Минфин РФ сообщает, что Украина не осуществила платеж в общей сумме $3,075 млрд в счет погашения и обслуживания принадлежащих России облигаций внешних государственных займов в течение льготного периода, который истек 31 декабря, - говорится в сообщении. - Таким образом, в настоящее время Украина находится в состоянии дефолта по этим облигациям".

Министерство обратилось к компании The Law Debenture Corporation plc., "в соответствии с эмиссионной документацией по облигациям выступающей в качестве доверителя кредитора. Российская сторона таким образом инициировала процедуры, необходимые для незамедлительного начала судебного разбирательства с Украиной". Иск будет подан в английский суд.

Долг в $3 млрд возник в рамках программы предоставления Россией Украине кредита на $15 млрд через размещение украинских бумаг. Эта программа была согласована в декабре 2013 г. президентами Владимиром Путиным и Виктором Януковичем. Облигации на $3 млрд были размещены на Ирландской фондовой бирже 20 декабря 2013 г. и выкуплены Россией за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Украина настаивала на коммерческом статусе долга и предлагала урегулировать его на соответствующих условиях. «Базовое условие – уменьшение долга на 20%, перенос всех долгов на четыре года», - сформулировал его премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Россия отказалась от участия в реструктуризации на условиях, согласованных с коммерческими кредиторами, и вынесла вопрос на рассмотрение МВФ. Директора МВФ решили, что «притязания по данному выпуску евробондов носят официальный характер», поскольку бонды «находятся в ФНБ, действующем от имени российского правительства», и «происходят из сделки, в рамках которой ФНБ от имени российского правительства предоставлял финансирование Украине». Россия готова была отказаться от получения денег в этом году, а в 2016–2018 гг. получать по $1 млрд, заявлял в ноябре Путин. Взамен Москва хотела получить от США и ЕС или у одного из международных финансовых институтов гарантии. США от предоставления гарантий отказались.

Украина 18 декабря ввела мораторий на обслуживание этой задолженности, в ответ Россия пообещала защищать свои интересы в суде. Объявляя это, Яценюк сослался на отказ Москвы принять предложения Киева о реструктуризации долга. 18 декабря министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что введение Украиной этого моратория фактически является объявлением дефолта.

В заявлении Минфина от 1 января говорится, что "Украина предпочла допустить дефолт по своим долговым обязательствам", а не "добросовестно вести переговоры". Российское финансовое ведомство напоминает, что украинская сторона "по собственной инициативе "включила в условия выпуска новых облигаций, переданных частным кредиторам в ходе реструктуризации, так называемое положение о «режиме наибольшего благоприятствования», которое фактически запрещает Украине осуществить погашение облигаций, принадлежащих России, или предложить Российской Федерации иные условия реструктуризации, которые соответствовали бы статусу принадлежащих России облигаций как официального кредита". Минфин считает, что это "самостоятельно установленное ограничение не может служить для суверенного дебитора оправданием невозможности добросовестного ведения переговоров" и "основанием утверждать, что Украина не в состоянии выполнить свои обязательства по погашению долга перед Россией".

Москва же "всегда была готова рассматривать варианты содействия Украине в соответствии с программой МВФ", напоминает Минфин и добавляет, что Россия "намерена внимательно изучить любое существенное предложение от Украины, а также полагает, что инициирование судебного разбирательства не исключает конструктивного диалога в целях достижения приемлемого урегулирования задолженности".

"Если Украина не изменит свою позицию и не начнет добросовестно вести переговоры, то Совет директоров МВФ не может не поставить вопрос о допустимости продолжения кредитования Украины в рамках Программы расширенного финансирования, имея в виду несоответствие сложившегося положения принципам новой политики в отношении неприятия Фондом фактов наличия у страны-заемщика просроченной задолженности перед официальными кредиторами, - считает российская сторона. - При данных обстоятельствах очевидное беспокойство вызывает тот противоречивый сигнал, который может быть послан всем официальным кредиторам в случае получения Украиной нового финансирования при наличии у нее просроченной задолженности перед Россией."