Европейским рыбакам предлагают заплатить за декарбонизацию

Активисты призывают ЕС обложить налогом рыбную промышленность
Unsplash

За последнее десятилетие ЕС выделил до 15,7 млрд евро на субсидии на ископаемое топливо для своей рыбной промышленности. Освобождение от налога на топливо для рыболовного флота экономит столько денег, что его введение на отрасль позволит ежегодно платить зарплату 20 000 рыбакам или оплачивать 6 000 новых проектов по сокращению потребления энергии и обезуглероживанию, пишет The Guardian. Это приведет к росту цен на рыбу, в том числе, и в России.

В период с 2010 по 2020 год европейский рыболовный флот выбросил не менее 56 млн т CO2, это более чем в два раза больше, чем генерировала Мальта за тот же период, говорится в отчете экоактивистов. Но реальная цифра наверняка намного выше —исследования показывают, что такие методы, как донное траление, выделяют столько же CO2, сколько вся авиационная промышленность ЕС. Тем не менее, рыболовные суда Европы, как и ее авиация, в настоящее время не платят налоги на топливо.

«Огромные суммы денег можно было бы использовать для хороших результатов рыболовства, — сказала один из авторов отчета, доктор Лаура Элслер. — Данные ясно показывают, поддержка крупнейших источников выбросов и топливные субсидии препятствуют переходу на низкоуглеродное рыболовство».

ЕС мог бы получать 681 млн евро в год, если бы его рыболовный флот облагался налогом в размере 33 евроцентов за литр, и 1,4 млрд евро, если бы он платил среднюю ставку в 67 евроцентов, взимаемую с пользователей автомобильного транспорта, говорится в исследовании.

Переключение налоговых потоков на финансирование декарбонизации поможет ЕС «перейти от неустойчивого и убыточного рыболовства к поддерживающему доход и экологически безопасному использованию государственных средств», — добавил соавтор отчета доктор Маартье Остдейк, исследователь из Исландского университета.

ЕС заявляет, что намерен постепенно отказаться от субсидий на ископаемое топливо, но пересмотр налога на энергию в рамках «Зеленого соглашения» предлагает сверхнизкую ставку отраслевого налога в размере 3,6 евроцента за литр для рыболовецких судов.

Даже этот налоговый диапазон, описанный в исследовании как «абсурдно низкий», выступает против рыболовных стран, включая Францию, Испанию и Кипр, которые не хотят, чтобы этот сектор продолжал платить налоги.

Даниэль Восес де Онаинди, директор ассоциации рыбной промышленности Европы, указал, что с 1990 года рыбаки из ЕС вдвое сократили выбросы парниковых газов. «Учитывая отсутствие альтернативных двигательных технологий или топлива с нулевым содержанием углерода для судов, налогообложение мазута не приведет к переходу на декарбонизацию. Это только накажет сектор и даже больше при [нынешних] беспрецедентных ценах на топливо», — отметил он.