ЕБРР разглядел за скоростной трассой химкинский лес

Из-за экологических проблем Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) может отказаться от финансирования строительства платной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Разобраться в проблеме решил президент Дмитрий Медведев

Вчерашний день Медведев провел в Париже. Во время российско-французского делового форума один из предпринимателей пожаловался президенту на ЕБРР. Банк скептически относится к участию в финансировании строительства участка (с 15-го по 58-й км) платной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом из-за экологических проблем – придется вырубить 14 дубов. «Дубы, конечно, жалко, вопрос в том, когда это они были посажены и представляют ли интерес, – ответил Медведев. – Проект должен развиваться, я попрошу помощников поработать над этой «дубовой» проблемой».

Давить на ЕБРР бесполезно, считает Медведев. «Когда я еще был обычным человеком, в начале 90-х гг. я ездил в ЕБРР для того, чтобы договариваться о финансировании одного из крупных проектов для Санкт-Петербурга – проекта создания нового терминала аэропорта. Денег мы не получили», – вспомнил он.

Концессионное соглашение о строительстве участка дороги «Росавтодор» заключил с ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК, владельцы – французская Vinci и ее подразделение Eurovia) прошлым летом. Стоимость проекта – 66,2 млрд руб., из которых 30,3 млрд потратит федеральный бюджет (из инвестфонда), а 6,9 млрд и 29 млрд – собственные и заемные средства инвестора.

В конце ноября ЕБРР, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), французское агентство по страхованию вкладов COFACE заключили меморандум о намерениях финансировать стройку. ВЭБ согласился выделить СЗКК кредит на 5,8 млрд руб., а при необходимости увеличить его сумму до 10 млрд. ЕБРР и ЕИБ обещали кредит в 400 млн евро (по нынешнему курсу – около 16 млрд руб.). ЕБРР заявлял о намерениях выпустить рублевые облигации (гарантированные COFACE), которые, как рассказывал председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, госкорпорация должна была выкупить за счет пенсионных средств.

Дубы, о которых говорил президент, придется вырубать из-за того, что часть дороги проходит через Химкинский лес. Против этого выступают местные жители. Движение «В защиту Химкинского леса» сначала оспаривало ТЭО проекта (все суды проиграны, сейчас жалоба – в Страсбургском суде), а затем постановление правительства о переводе части леса в категорию промышленных земель (Верховный суд также не поддержал эту жалобу, в настоящее время готовится обращение в кассационную инстанцию).

«Мы не против самой дороги, мы не согласны с ее маршрутом, тем более есть альтернативные варианты», – объясняет руководитель движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. По ее словам, для экологов позиция ЕБРР стала приятной неожиданностью.

Это важный проект и банк хочет принять в нем участие, говорит представитель ЕБРР Антони Вилльямс: «Однако есть несколько проблем, в том числе природоохранная, которые требуется решить». В письме корпоративного директора ЕБРР Алистера Кларка экологам (копия есть у «Ведомостей») говорится, что банк примет решение о финансировании «после подробной финансовой, юридической, технической, природоохранной и социальной экспертизы» и соответствия ее результатов критериям банка. Когда ЕБРР примет окончательное решение, Вилльямс не говорит.

Мы хотим, чтобы ЕБРР участвовал в проекте, но, если этого не случится, есть и другие варианты, говорит источник, близкий к Минтрансу, пока никакого отставания от графика нет, дорога должна открыться с 2013 г. Вопросы с финансированием будут решены до конца апреля, сказал представитель ФГУ «Дороги России». Представители Минтранса и «Росавтодора» от комментариев отказались. Запрос в ЕИБ и Vinci остался без ответа.