Искалеченная Россия. Время перемен

 

В середине апреля в «Российской газете» были опубликованы национальная стратегия и национальный план противодействия коррупции. Эти документы, разработанные по настоянию Дмитрия Медведева и подписанные им, содержат не только ставшие привычными общие рекомендации. В них есть и конкретные антикоррупционные поручения, позволяющие проверить сроки и качество их исполнения. Первостепенное значение при этом придается кардинальной корректировке кадровой политики, соблюдению требований к служебному поведению госслужащих, введению практики неотвратимости уголовного наказания взяточников.

Пока трудно сказать, насколько искренне нынешний президент России озабочен повальным взяточничеством госчиновников и понятен ли ему страшный ущерб, который оно несет стране. Но что Дмитрий Медведев уж точно знает, так это «ценность» доставшегося ему кадрового наследства. Ведь во многие прежние годы назначенцы всех уровней поощрялись отнюдь не за профессионализм и честность. Главное для них было послушно исполнять волю руководства, участвовать в рамках узурпированных полномочий в разворовывании бюджета и соблюдать правила сословной солидарности. Прегрешения тех, кто вошел во властную обойму, обычно замалчивались и не расследовались, насколько бы тяжкими ни были их последствия. Вот почему деградация российской власти достигла не виданных ранее глубин. Мздоимство стало определяющей целью похода в чиновники. Безграничный произвол, творимый милицией, сделал ее страшилкой для граждан. Остались лишь единицы все еще верящих в справедливость суда. Было напрочь потеряно уважение к послушно голосующим депутатам.

 

Экономика откатов

За последний десяток лет мы много слышали от главных должностных лиц государства о защите частной собственности, о подавлении монополизма, о диверсификации и модернизации. Нам обещали догнать и перегнать Португалию, существенно повысить благосостояние россиян, создать мощную национальную экономику. Но это все так и осталось в прожектах. А по факту в России создана экономика, круто замешанная на трех «К» - кумовстве, крышевании и казнокрадстве.

Здесь в большом бизнесе процветают друзья и родственники тех, кто при власти. Им прощаются и налоговые прегрешения, и невыполнение контрактных обязательств, и загрязнение природы. Им оказывают масштабную помощь из бюджета, в их интересах «наклоняют» конкурентов и прощают государственные долги (вспомним, к примеру, списание задолженности в 4,7 млрд долларов вполне платежеспособному Алжиру с последующими поставками ему вооружения вновь за счет российского бюджета). Даже внешняя политика России зачастую делается импульсивно под конкретных лиц.

Здесь чекисты и прочие «неприкасаемые» легко и непринужденно отнимают чужой бизнес, запугивая его собственников прокурорско-ментовским и судебным преследованием. Тех же, кто упорно сопротивляется, мучают в СИЗО, либо заставляют скрываться за границей (их имена известны хорошо и не очень).

Здесь государственная машина гнобит реальное производство и расчищает все более обширный полигон для контробандного импорта (всего же импорт товаров в Россию в стоимостном выражении вырос с 2000 года до начала острой фазы кризиса в 6,5 раз, вытесняя с рынка отечественных товаропроизводителей). На нем «крыша» из надзорных, силовых и прочих властных структур зарабатывает трижды – на части комиссии за «серые» переводы за границу, на криминальной растаможке и на доле в выручке. Именно поэтому конкуренция на рынке зарубежного ширпотреба здорово подавлена: в торговых сетях поддерживаются монопольно высокие расценки, чтобы извлекать максимальную прибыль и кормить чиновников. Не будешь проводить единую ценовую политику и не поделишься — сгноят или разворуют твой товар на таможне, замучают проверками и штрафами.

Здесь под видом реализации разнообразных проектов безнаказанно, почти в открытую «пилят» бюджет. И для этого используются как традиционные (вроде завышение стоимости работ для общественных нужд), так и свежевыдуманные способы организации «распила». В числе последних — организация разнообразных государственных корпораций и прочих «дочек» и «внучек» властей, обладающих достаточно сильным иммунитетом от общественного контроля. Госкорпоративная плодовитость властей и объясняется, вероятно, желанием создать надежный канал движения денег мимо кассы. Недаром казенные предприятия, имея солидную выручку, редко переводят дивиденды в бюджет, но успешно проедают помощь оттуда. Они жируют на госзаказах, обеспечивая высокое благосостояние руководству. Заимствуют громадные суммы внутри страны и за рубежом, по сути, обременяя своим долгом россиян. Покупают жутко завышенные в цене активы, а за продаваемые же предприятия получают сущую мелочь (типичные примеры — приобретение в 2005 году «Газпромом» у Романа Абрамовича акций дряхлеющий «Сибнефти» за 13,7 млрд долларов и продажа «Газпромом» в том же году дорогущих медиа-активов всего за 166 млн долларов Юрию Ковальчуку).

Здесь под предлогом инфляции издержек постоянно растут и без того запредельные тарифы на услуги монополий. В результате, скажем, проехать по железной дороге в России становится накладнее¸ чем воспользоваться услугами жестко конкурирующих между собой авиакомпаний. По неведомым причинам, купейный билет в России обходится когда в пять, а когда и в десять раз дороже, чем такой же билет на аналогичное расстояние в территориально и экономически близкой нам Украине. То же самое - с городским транспортом, услугами ЖКХ и электроснабжением. Так, в Москве за одну поездку на автобусе, трамвае или метро надо заплатить 24-28 руб. Это от 4 до 15 раз больше, чем, к примеру, в Днепропетровске, Харькове или Киеве, где стоимость проезда муниципальным транспортом в эквиваленте составляет от 2 до 6,5 руб. За кубометр потребленной холодной воды с учетом водоотвода москвичи платят более 34 руб., тогда как в Киеве — менее 11 руб. Удивительно, но и электроэнергия украинцам обходится в 2-4 раза дешевле, чем гражданам сказочно богатой энергоресурсами России. Понятно, что высокой платой за услуги монополий россиян вынуждают компенсировать профессиональную бездарность и масштабное воровство государственных назначенцев.

В итоге за последнее десятилетие наша страна в мировом рейтинге восприятия коррупции постепенно скатилась с 82 на 146 место.

 

Операция прикрытия

Но для того, чтобы триллионы фактически выкраденных у россиян рублей обслуживали частные интересы десятка чиновников и их протеже, надо было не только запустить в работу специальный экономический инструментарий, вроде госкорпораций. Для того, «чтобы все было и за это ничего не было», властям потребовалось искалечить и сознание граждан, и средства массовой информации, и государственную службу. Но зато это позволило выстроить гарантированную защиту от проверок и наказания, и сегодня в коммерческие дела высшего руководства и его «кумовьев» не суется никто из тех, кто по долгу службы должен бы это делать. Не позволяется такого и общественности. Власть добилась своего не без труда, но талантливо.

Первым делом, посредством грамотной риторики и распиаренных политических заявлений, таких как поддержание в стране стабильности, подавление сепаратизма и избавление от засилья олигархов, постельцинская администрация приобрела популярность спасителя Отечества, а с ним и народную поддержку. При этом ей здорово подфартило с рыночной конъюнктурой, что дало возможность с большой выгодой продавать за рубеж невосполнимые природные богатства, повышать из раздувшегося бюджета зарплаты и пенсии и тем самым создавать иллюзию благоденствия.

На следующем этапе была нейтрализована элита. Одних из противников нового режима лишили права голоса, поставив под жесточайший контроль СМИ, других запугали делом Ходорковского, а не самых совестливых пригласили к делению общего пирога.

И, наконец, вся страна была опутана паутиной алчной бюрократии – сословной интеграцией по присвоению административно-сырьевой ренты, каждый участник которой знает свою делянку, кормится на ней и помогает доступными ему методами поддерживать целостность системы. Сила этой интеграции обеспечивается главным образом узаконенным правом назначения во все эшелоны власти лояльных подчиненных (вертикальная интеграция) и использованием законодателей, судов и правоохранительных органов для обслуживания интересов системы (горизонтальная интеграция). При этом если для установления жесткой вертикали надо было лишь минимума новизны – отмены выборности губернаторов и освобождение их от ответственности перед населением за результаты работы, - то для построения и последующего поддержания в исправности горизонтали потребовались и все еще требуются немалые каждодневные усилия. Это и дрессировка парламента, куда допускают лишь по утвержденным на самом верху спискам. Это и вмененный избирательным комиссиям произвол. Это и подкуп вождей мелких оппозиционных партий, под мягкие места которых теперь будут подкатывать по депутатскому креслу. Это и поощрение беззаконного «басманного правосудия». Это и правило «прикрывать» своих, будь они хоть алкаши за рулем, хоть рейдеры, хоть душегубы...

 

Властные уродцы

Все ветви власти в России сегодня страшно изуродованы. Бесконтрольные чинуши каждого уровня почти в открытую грабят вверенную им территорию. Это хорошо видно при смене губернаторов и министров, когда представители новых команд формируют удобные им тарифы и схемы откатов за приватизируемую недвижимость, либо когда они полностью обновляют списки «победителей» конкурсов на поставку товаров и услуг. Впрочем, и старые кадры, например, мэры городов, не особо церемонятся. Пусть даже они настойчиво лишают подопечных граждан нормальных условий жизни, пусть даже на них накоплено много компромата – ручнее будут, и никто не привлечет их к давно заслуженной ответственности. В итоге возникает впечатление, что чиновники с охотой занимаются только тем, что приносит им солидный куш. Отсюда их увлеченность откатоемкими проектами, такими как строительство дорог и торговых комплексов, прокладка магистральных трубопроводов, международные сделки с оружием.

Реальная законодательная власть в стране вообще отсутствует. Ведь как неверно называть холуя хозяином, так неверно именовать ручных депутатов и сенаторов законодателями, а сформированный ими междуусобчик под наименованием «Единая Россия» - парламентской партией. В условиях отсутствия справедливых выборов единороссы оккупировали в Госдуме и в региональных собраниях квалифицированное большинство мест, делают то, что им поручается сверху, и очернили себя бессовестным использованием административного ресурса и лизоблюдством. Не удивительно, что вождь их так называемой партии не вступает в нее. Вероятно, брезгует.

Судопроизводство в России низведено до инструмента придания законности незаконным действиям властей. Причем, обычно нынешние судьи идут на сделки с совестью добровольно, с явным удовольствием, выдавливают из своих рядов излишне принципиальных. Суды прикрываются лозунгом о независимости и близко не допускают к себе общественный контроль. Поэтому там наряду с безответственностью и коррупцией процветает круговая порука. Попробуйте, скажем, в Московском городском или Верховном судах обжаловать постановление по делу, сфабрикованному на уровне района. Сколь бы неопровержимые документы в подтверждение своей правоты вы ни представляли, но если не будет руководящего указания или иного внеправового импульса, вас замучают штампованными отказами в рассмотрении жалобы с пустыми ссылками на отсутствие в ней достаточных оснований.

Наибольший же ужас внушает милиция вместе с родственными ей службами и прокуратурой. Для того, чтобы превратить правоохранителей в послушный механизм «отмазывания» своих и силового принуждения оппонентов, власть подкупила их лицензией на вседозволенность. Если они сегодня и откликаются на призывы граждан о помощи, то в кампанейском режиме или в исключительных случаях (геройские мужики, к счастью, там еще остались). Обычной же их практикой стали формальные отписки и полное безучастие в судьбах россиян, если, конечно, те не стимулируют активность сотрудников милиции из собственного кармана. Злоупотребляют же предоставленной им властью правоохранители с невиданной ранее удалью, буквально упиваясь своей безнаказанностью. Они избивают ни в чем неповинных прохожих. Устраивают заказные «маски-шоу». Крышуют проституток, лоточников и попрошаек...

Но зато милиция свято чтет кодекс сословной интеграции: будут обнаружены правонарушения со стороны коллег – их доказательства уничтожат, будет заказ на фабрикацию улик, посадку невиновных или разгон манифестаций – беспрекословно выполнят. Если сегодня правоохранители и были бы рады прекратить прислуживать порочной системе, да нельзя. Многие из них оказались с высшей властью «скованные одной цепью, связанные одной целью» взаимного компромата и наживы.

 

Сойти с порочного пути!

Понятно, что кричащие проблемы непозволительно считать, как бы того кому-то ни хотелось, «отдельными недостатками». Они носят системный характер и напрямую связаны с долго проводимой в России политикой национального разграбления.

Но обнадеживающие перемены в стране в самое последнее время начались. Так, в середине февраля 2010 года Дмитрий Медведев на коллегии МВД резко раскритиковал это министерство за слабую результативность в борьбе с правонарушениями, за скандальные проступки его сотрудников и уволил целую группу наиболее провинившихся высоких милицейских чинов. Тогда же он потребовал наказывать правоохранителей, уличенных в уголовных преступлениях, жестче, чем обычных граждан. И, действительно, возбуждение дел по преступлениям, совершенным людьми в погонах, уже не вызывает былого удивления.

Чем обоснованны эти перемены? Возможно, в результате затяжного экономического кризиса в государстве мало чего осталось недоворованного и теперь не требуется «прикрывать» такое воровство. Может, откаты от строительства олимпийских объектов в Сочи, научных чудо-городов и прочих наспех выдуманных гипер-проектов стали не особо интересны придворной команде. Она, удовлетворявшая аппетиты еще с лихих собчаковских лет, насытилась и настроилась валить из России вслед за своими капиталами в какую-нибудь Венесуэлу. Возможно, высшая власть наконец, поняла, что слишком заигралась, и тотальная коррупция, безответственность и бездарность кадров крайне пагубно отражаются на национальной безопасности, неминуемо ведут к техногенным катастрофам, всеобщему разочарованию, к развалу государства. Может, руководство страны испугалось все более твердых требований о своей отставке и нарастающего числа митингов. А, возможно, все объясняется просто - команда нынешнего президента России оказалась честнее предыдущей.

Что бы там ни было, но добрым надеждам суждено будет сбыться, и Россия приобретет реальный шанс поправиться и вновь стать нормально живущим государством, когда ее системные проблемы, основная из которых — коррупция, будут устраняться настойчиво, комплексно и, значит, системно. Когда показательные кадровые чистки сменятся увольнением всех до единого лиц, загадивших мундир государственного служащего. Когда под контролем общественности будет проведено непредвзятое расследование каждого из известных фактов мздоимства в высших эшелонах власти и на местах. Когда новые назначения чиновников всех рангов станут осуществляться преимущественно по открытому конкурсу. Когда произойдет кардинанальная реорганизация МВД с одновременным резким повышением денежного содержания его работников. Когда сотрудники правоохранительных органов окажутся выведенными за штат и вновь допущены к работе лишь после успешного прохождения аттестации с проверкой на детекторе лжи. Когда начнут привлекать к уголовной ответственности за преступления против правосудия тех милиционеров, прокуроров и судей, которые покрывали преступников и фабриковали дела против невиновных. Когда будет полностью заменен состав опозоривших себя кассационных и надзорных инстанций судов. Когда парламентариев лишат иммунитета. Когда будет введена практика наказания за фальсификацию выборов. Когда перестанут чинить искусственные препятствия в регистрации новых партий. Когда будет открыта отчетность монополий и начнется активное устранение госкорпораций как питательной среды казнокрадства…

И главное, когда мы сами поймем, что только наши совместные усилия освободят Россию от ужасов власти воровского порядка.