Статья опубликована в № 2817 от 24.03.2011 под заголовком: 400 руб. за пол-литра

Пол-литра водки хотят сделать дороже 390 руб.

Минфин подготовил предложения по выборочному повышению налогов, чтобы добавить в бюджет в 2012–2014 гг. 1,9 трлн руб. Наибольший эффект даст четырехкратный рост акцизов на спирт к 2014 г.: с полулитра водки государство получит 180 руб.
  • Дмитрий Казьмин,
  • Филипп Стеркин,
  • Ирина Скрынник
  • / Ведомости

Каждую весну правительство утверждает подготовленные Минфином основные направления налоговой политики на три года. В распоряжении «Ведомостей» оказались предложения по увеличению доходов консолидированного бюджета в 2012–2014 гг.

За счет увеличения акцизов на спирт и табак, повышения НДПИ на газ, а также отмены части льгот по амортизации и налогу на имущество бюджет может получить за три года 1,9 трлн руб. дополнительных доходов. Это предварительные предложения, сейчас обсуждаем их с другими министерствами, сказал «Ведомостям» замминистра финансов Сергей Шаталов. Он рассчитывает, что предложения будут согласованы в апреле.

Наибольший эффект даст почти четырехкратное повышение акциза на этиловый спирт к 2014 г. Сейчас в бюджете заложено повышение акциза на спирт в 2012 г. на 10% до 254 руб. за литр. Минфин советует увеличить акциз с 1 января 2012 г. на 20% до 277,2 руб., а уже с 1 июля 2012 г. – сразу до 462 руб. Затем с 2013 г. – до 693 руб., а с 2014 г. – до 900,9 руб. После чего с полулитра водки акцизов в бюджет будет идти 180 руб. (сейчас – 46,2 руб.).

Минфин подсчитал, что в 2014 г. повышение акцизов на спирт принесет 315,9 млрд руб. допдоходов, вырастут также поступления НДС, который берется и с суммы акциза. В 2010 г. все поступления по акцизам от производителей спирта и алкоголя составили около 82 млрд руб.

Сейчас пол-литровая бутылка, согласно приказу Росалкогольрегулирования не может стоить в рознице меньше 98 руб. При ставке акциза в 462 руб. поллитровка без всякого приказа будет стоить не менее 210 руб. (наценка в оптовом звене – 20%, в розничном – 25%), а при ставке в 900 руб. – около 390 руб., подсчитал предправления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Сократить потребление алкоголя – одна из целей принятой в 2009 г. специальной правительственной программы, сейчас россиянин потребляет в среднем в год 16 л чистого спирта. Но производители водки пугают ростом нелегального рынка. Если повышать акцизы такими темпами, люди перестанут покупать легальную продукцию, среди ее производителей выживут только несколько заводов, выпускающих продукцию категории «суперпремиум», считает Добров: более 85% легального рынка сейчас занимает продукция в диапазоне от 120 до 180 руб., а нелегальное потребление составляет 25–30%. Если акциз вырастет до 900 руб., то большие налоги на крепкий алкоголь будут только в Великобритании, говорит Добров.

Государству необходимо понять, чего оно хочет больше – побороть пьянство или нелегальный рынок, говорит гендиректор «Росспиртпрома» Владимир Иванов: «Если первое, то повышением акцизов этого не добиться, если второе, то акцизы нужно заморозить на какое-то время».

Представитель Росалкогольрегулирования отказался от комментариев.

Минфин предлагает повысить и акциз на табак: в 2012 г. – на 60% до 448 руб. за 1000 любых сигарет, с 2013 г. – до 672 руб., с 2014 г. – до 873,6 руб. Это значительно ниже среднеевропейского уровня – 64 евро за 1000 сигарет. Табачники, как и водочники, пугают ростом нелегального рынка. Повышение существенное, последние несколько лет рост акцизов в среднем не превышал 30%, говорит директор по коммуникациям JTI Анатолий Верещагин, велик риск возникновения в России нелегального рынка, о чем свидетельствует опыт стран Восточной Европы: в Прибалтике нелегальный рынок оценивается в 30–40%, в Румынии – 25%.

В предложениях есть и старая идея Минфина про ускоренное увеличение налогового бремени на производителей газа: НДПИ на газ рос значительно меньшими темпами, чем на нефть. С этого года ставка налога выросла со 147 руб. за 1000 куб. м до 237 руб., с 2013 г. она должна составить 265 руб. В интервью «Ведомостям» Шаталов говорил, что с производителей газа безболезненно для их экономики можно дополнительно собрать минимум 100 млрд руб. в год. Министерство предлагает повысить НДПИ на газ в 2,11 раза к уже утвержденным ставкам – до 529 руб. за 1000 куб. м с 2012 г. и до 558 руб. – с 2013 г.

Затем НДПИ следует повышать на уровень инфляции, считает Минфин.

По сравнению с нынешним годом налоговая нагрузка на «Газпром» может увеличиться в 2012–2013 гг. на $5,2 млрд и $5,7 млрд соответственно, или примерно 10–12% от ожидаемого показателя EBITDA концерна, подсчитал Денис Борисов из Банка Москвы. Повышение существенное, но далеко не критическое, уверяет он: размер выпадающих доходов сопоставим с годовой величиной положительного эффекта от ожидаемого 15%-ного повышения внутренних цен на газ. Сумма НДПИ и экспортной пошлины в экспортной цене газа составит около 35%, а для нефтяных компаний она составляет примерно 60–65%, говорит Борисов.

Представитель «Газпрома» от комментариев отказался.

Среди всех мер лишь одна универсальная – отмена с 2013 г. повышенной амортизационной премии при покупке (30% вместо 10) для основных средств, амортизируемых от трех до 20 лет (3–7-я группа). Утроение амортизационной премии, позволяющее уменьшить доналоговую прибыль на треть стоимости вводимых основных фондов, было одной из антикризисных мер правительства. Эта льгота наиболее безобидна с точки зрения нейтральности налоговой системы, говорит Владимир Назаров из Института Гайдара. Компании могут ускорить амортизацию, используя нелинейный метод (по группам основных средств), но он очень сложен в применении и массово не используется, замечает он.

«Льгота очень важная, пользуемся ею на 100%», – говорит сотрудник нефтяной компании: это деньги, которые действительно реинвестируются, а не выплачиваются потом в виде дивидендов, льгота влияет на принимаемые бизнес-решения.

Льгота помогает быстрее окупать инвестиции, особенно новым предприятиям, у которых нет собственных средств или велики расходы по кредитам, говорит представитель НЛМК, амортизационные льготы надо, наоборот, расширять. Сейчас оборудование либо его элементы меняются каждые пару лет, возможность списать сразу 30% стоимости как раз и способствует модернизации производства, говорит председатель совета директоров группы «Каскол» Сергей Недорослев: отмена льготы противоречит стратегии на модернизацию производства, принятой государством.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать