Рост пассажиропотока позволил Московскому метрополитену не повышать тарифы

Для строительства новых станций на условиях концессионного договора могут быть привлечены частные инвесторы
А.Махонин

Объем пассажиропотока в Московском метрополитене в 2011 г. впервые за несколько лет вырос, заявил руководитель столичной подземки Иван Беседин. За 9 месяцев 2011 г. рост пассажиропотока составил 1,4% к показателям прошлого года. Повышение пассажиропотока улучшило производственно-экономические параметры метрополитена, так что Беседин пообещал, что в 2012 г. компания войдет без повышения тарифов.

По словам Беседина, руководство метрополитена продолжит работать над повышением привлекательности подземки. Для этого будут заменены подвижные составы. К примеру, с 1 декабря на Кольцевой линии, самой загруженной линии московского метро, будут запущены новые поезда - пятивагонные "Русичи", оснащенные кондиционерами. По словам Беседина, это всего 239 новых вагонов.

Повышать привлекательность метро будут также за счет установки автоматов по продаже проездных билетов. Планируется в ближайшее время установить 1500 таких автоматов. Продолжится работа по замене вентиляционных шахт. в 2011 г. было заменено 36 таких шахт, говорит Беседин, в 2012 г. будет заменено еще 37. Продолжится обновление эскалаторного хозяйства. Также будет решаться вопрос с организацией парковок. В конце октября, например, была введена парковка у метро "Аннино". В этом году появится еще семь аналогичных парковок. В последующие годы их количество будет расти и достигнет 16, пообещал Беседин. Кроме того, до 2015 г. будет проложено более 75 км новых линий. Все это позволит разгрузить радиальные линии, считает Беседин. Будет создан и дополнительный пересадочный контур.

Существующая система торговли и питания в своей подавляющей части сохранится. Единственное, что администрация метрополитена пересмотрит, это точки, которые мешают пассажиропотоку. Такие объекты уже определены и будут перенесены, сказал Беседин. Также объекты торговли и общепита не должны мешать расстановке автоматов по продаже билетов, отметил он. Наконец, переместить торговые точки могут и ради размещения досмотровых зон на станциях метро. Руководитель метрополитена добавил, что кормить пассажиров метро сможет и фабрика-кухня, которая организует питание для работников метрополитена в депо. Такие возможности есть у точки на "Сретенском бульваре", кроме того, такая же точка скоро будет открыта в районе Митино. Беседин рассчитывает, что реализация собственной продукции повысит доходность метрополитена. К проекту планируется подключать и инвесторов, добавил он.

Инвесторы могут быть привлечены и к строительству метро, сообщил Беседин. По его словам, среди желающих инвестировать в метро "есть и иностранные, и российские (компании), их несколько". В частности, интерес уже проявила испанская компания, занимающаяся ремонтом подвижного состава, название которой Беседин вспомнить не смог (цитаты по Reuters). Руководство метрополитена уже встречалось с представителями этой компании несколько месяцев назад, сказал он, добавив, что метрополитен готов привлекать инвесторов на условиях концессионного договора. "Мы готовы прийти и поработать, но надо определить условия - пересказал Беседин суть предложения испанской компании. - И если нам в концессию будут отданы не только подземная часть, но и наземная (поверхность над метро), тогда мы сможем окупить (вложения)". "Наземное пространство будет организовано для дополнительных доходов метрополитена (от предоставления пассажирам дополнительных услуг), - сказал Беседин. - Это касается и самого метрополитена, и инвесторов". Назвать предполагаемый объем инвестиций в новую ветку менеджер отказался. Пока в московском метро нет ни одной частной ветки, однако станция "Мякинино" на западе Москвы была построена на деньги частного инвестора - совладельца торгово-выставочного комплекса "Крокус-сити" Араса Агаларова.

Наконец, Беседин заявил, что к декабрю 2011 г. будут открыты три новые станции подземки - "Борисово", "Шипиловская" и "Зябликово".