России грозит ловушка среднего дохода, которая замедлит рост экономики


Быстрорастущие экономики в определенный момент замедляют рост, поскольку истощают легкие способы увеличения производительности до уровня развитых экономик. Период, когда экономика более не может полагаться на копирование ноу-хау более развитых стран или увеличение производительности путем перераспределения трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность, называют ловушкой среднего дохода.

Возможно ли определить, когда именно наступает этот момент замедления? Недавняя публикация Эйхенгрина, Парка и Шина «Почему быстрорастущие экономики замедляют рост: международные факты и последствия для Китая» Национального бюро экономических исследований говорит о том, что быстрорастущие экономики впервые попадают в ловушку среднего дохода, когда показатель ВВП на душу населения достигает примерно $16 000 в среднемировых ценах, закрепленных на уровне 2005 г. Согласно нашим расчетам, для России это 2014 г. (Рисунки 1 и 2).

В 1950-е гг. экономист Александр Гершенкрон отметил, что после Второй мировой войны экономики Японии и Германии восстановились быстро за счет использования новейших технологий и достижений промышленного прогресса. Это преимущество отставания в развитии также сработало для России, которой удалось добиться высоких темпов роста в посткоммунистическую эпоху за счет простого перемещения недоиспользованных ресурсов в более эффективные секторы экономики. Однако относительные преимущества такого роста производительности быстро исчерпают себя, и России, на наш взгляд, станет все труднее избегать ловушки среднего дохода.

Мы считаем, что для остальных стран БРИК угроза попадания в эту ловушку возникнет лишь в следующем десятилетии. Россия же не только приближается к опасной зоне с точки зрения дохода на душу населения, но также находится в сравнительно худшем положении относительно других стран БРИК. В частности, Китай достигнет точки перелома лишь в 2020 г., Бразилия – в 2024 г., Индия – в 2038 г. Хотя эти сроки нельзя определить наверняка, поскольку они основываются на допущениях касательно роста доходов на душу населения, относительное положение стран можно считать в целом закрепившимся, если исключить серьезные изменения параметров.

Среди стран региона EMEA (Россия, Ближний Восток, Африка) Чехия, Венгрия и Польша уже попали в ловушку среднего дохода в 1997, 2004 и 2008 гг. соответственно. Страны Восточной и Центральной Европы замедлили рост и демонстрируют параметры экономик, близких к зрелости, постепенно приближаясь к более развитым западным странам. Вслед за Россией критической точки должен, по нашим оценкам, в 2016 г. достичь Казахстан, за которым последуют Турция (2019 г.), Украина (2029 г.) и ЮАР (2035 г.).

Эйхенгрин, Парк и Шин также попытались понять, с чем связаны возможные причины столь неприятных превратностей судьбы. Связано ли это со зрелостью экономики или вызвано простой нехваткой трудовых ресурсов и инвестиций? Они утверждают, что порядка 85% замедления роста (исследовалась 41 страна) может быть отнесено на счет резкого снижения совокупной производительности факторов производства (TFP) – эффективности использования капитала и трудовых ресурсов, в то время как оставшиеся 15% являются следствием сокращения притока трудовых ресурсов и капитала. Этот вывод дает нам основания полагать, что как только развивающиеся страны полностью используют имеющиеся простые способы по повышению производительности, перенимая их у более развитых стран, им будет все сложнее сохранять высокие темпы роста, и в конечном итоге они окажутся в ловушке среднего дохода.

По нашему мнению, Россия очень хорошо вписывается в эту теорию. Межкризисные годы (1998-2008 гг.) были обеспечены бумом цен на сырьевые товары и стабильным притоком капитала. ВВП в долларовом исчислении вырос в девять раз, реальный ВВП практически удвоился. На этих результатах благотворно сказался позитивный цикл реализации разумной макроэкономической политики и очень серьезный прирост производительности.

Мы использовали простую модель роста, в которой данные о результатах накопления капитала, изменении использования трудовых ресурсов и TFP применяются для определения элементов, оказавших наибольшее влияние на сильный экономический рост в 1998-2008 гг. Мы выяснили, что на протяжении этих 10 лет рост российской экономики в первую очередь, был обусловлен TFP, поскольку в распоряжении страны находились значительные неиспользованные ресурсы, которые были в дальнейшем перенаправлены в более производительные отрасли экономики.

Тем не менее при снижении предельной выгоды от более эффективного использования ресурсов Россия не сможет более обеспечить столь высокие, сопоставимые с докризисными, темпы роста. Неизбежность подобного развития событий становится все более очевидной в настоящее время, принимая во внимание существенное замедление темпов роста с почти 7% в год на протяжении 1998-2008 гг. до 4% в год в 2010 и 2011 гг.

Хотя авторы исследования утверждают, что открытость финансовых рынков, шок от изменений условий торговли и политического режима не оказывают статистически значимого эффекта на степень вероятности экономического спада, рост зависимости от нефтяного экспорта (от которой Россия будет страдать все больше), похоже, повышает вероятность замедления темпов роста.

Переход России из категории экономики среднего дохода в категорию состоятельной экономики, на наш взгляд, зависит от последовательного осуществления здравой макроэкономической политики и обеспечения высокого уровня инвестиций. Приближение ловушки среднего дохода означает, что экономика, возможно, более не сможет полагаться на копирование ноу-хау более богатых стран или увеличение производительности путем перемещения дополнительной рабочей силы, например, из сельского хозяйства в промышленность. В результате можно ожидать не только замедления экономического роста, но и на более общем уровне более четкого восприятия того, насколько справедливо трудности переходного периода перекладываются на плечи различных представителей общества.

Чтобы избежать надвигающейся ловушки среднего дохода, России придется полагаться на более высокие темпы инвестиций в рамках эволюционного перехода к более демократическому обществу. Нас радует тот факт, что недавно мы смогли наблюдать признаки возможности избежать опасности «среднего возраста» из неожиданного источника: два выступления премьер-министра Владимира Путин, посвященных экономике, позволяют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом.

Автор - главный экономист по России и СНГ \"Ренессанс капитала\".