Статья опубликована в № 3257 от 21.12.2012 под заголовком: «АвтоВАЗ» подделали

Кто разогрел акции производителя Lada

Вчера акции «АвтоВАЗа» взлетели на 25% после публикации ложных рекламы и сообщений в СМИ об обратном выкупе акций. Ущерб участникам рынка может составить 10–15 млн руб. Но организатор акции Михаил Мыкало уверяет, что хотел досадить руководству «АвтоВАЗа», а не заработать на ралли
  • Маргарита Папченкова,
  • Владимир Штанов,
  • Василий Кудинов
  • / Ведомости
Фальшивые сообщения подняли капитализацию "АвтоВАЗа" на 52%
А. Махонин / Ведомости

Вчерашнее открытие торгов на Московской бирже не предвещало сюрпризов. С 10.00 до 11.30 акции «АвтоВАЗа» торговались в районе 14,7–14,8 руб. за штуку, снизившись на 1,5% по сравнению с закрытием торгов в среду. Но затем в течение часа они взлетели на 25% до 18,5 руб. за штуку (см. график). Привилегированные акции подорожали на 13%. К полудню объем торгов бумагами «АвтоВАЗа» составил 180 млн руб., при том что в среднем в декабре этот показатель колебался в диапазоне 2–5 млн руб. в день. Впрочем, затем началось падение. По итогам дня обыкновенные акции «АвтоВАЗа» выросли на 2,34%, привилегированные – на 0,7%, капитализация составила 30,9 млрд руб. Объем торгов за день – 194,5 млн руб.

Ралли вызвано ложными сообщениями о выкупе «АвтоВАЗом» собственных акций. Оно было опубликовано на правах рекламы размером 1/8 полосы во вчерашнем номере «Ведомостей». В сообщении со ссылкой на «АвтоВАЗ» говорится, что с 19 декабря по 21 января проводится выкуп акций по 24,17 руб. за штуку. Кроме того, до конца 2012 г. планируется завершить переговоры о выкупе долей «Ростехнологий» (28,89%) и «Сбербанк CIB» (20,14%), говорилось в публикации. Сообщения такого же содержания появились на лентах «Интерфакса» и одном из сайтов РБК в 11.51 и 11.41 мск соответственно. В 12.31 «Интерфакс» отозвал сообщение об оферте. А в 13.39 выпустил опровержение. С сайта РБК новость тоже была удалена.

Кроме того, вчера в газете «Коммерсантъ» вышла реклама на целую полосу от имени дилера «АвтоВАЗа» «Лада-Фаворита». В нем говорится о продаже автомобилей Lada по ценам примерно на 50000 руб. ниже рыночных (15–20%). К примеру, Lada Granta – от 208000 руб., а рекомендуемая «АвтоВАЗом» – от 259000 руб.

В интернете также появился сайт «Лада-Фаворита» flada.ru с возможностью подбора автомобиля по цене и комплектации, лентой новостей, некоторые из них копируют публикации официального сайта «АвтоВАЗа». Указанные на этом сайте цены автомобилей Lada также примерно на 50000 руб. меньше рекомендуемых «АвтоВАЗом».

Тот, кто спланировал фальсификацию, мог заработать хорошие деньги, констатирует начальник отдела торговых операций ИФК «Солид» Владислав Шмидт.

Основной объем прошел по средней цене 17,5 руб., говорит он. Если предположить, что весь объем торгов пришелся на организаторов акции, а бумаги они купили накануне, то их прибыль могла составить 10–15 млн руб., оценивает Шмидт.

Пузырь формировался в течение короткого промежутка – с 11.40 по 12.20, рассказывает аналитик «Альпари» Михаил Крылов: «Объемы начали расти в геометрической прогрессии, к 12.00 активность пошла на спад, акции подешевели на 4,3%; с 12.40 по 13.30 спекулянты пытались толкнуть цену вверх, но повышение быстро выдохлось».

Рост начался с самого утра, как только люди прочли газеты, вспоминает начальник трейдинга Rye, Man & Gor Securities Павел Дородников: «Все увидели, что новость об оферте печатается в таком уважаемом издании, которому можно доверять, отметили хорошую спекулятивную идею и решили поучаствовать». «Но еще до официального опровержения мы знали, что это неправда. Так как был большой интерес клиентов, сами связались за уточнениями с «АвтоВАЗом» и получили ответ», – продолжает Дородников.

«Новость я тоже узнал утром из газеты, но мы в этой истории не пострадали. Просто потому, что не торгуем этой бумагой, она низколиквидна», – говорит трейдер крупной инвесткомпании. «Она мало кому интересна» из-за низкого количества бумаг в свободном обращении, добавляет руководитель управления торговых операций на рынке акций «ВТБ капитала» Олег Ачкасов. Он также не торговал бумагой.

Предыдущий резкий и малопонятный участникам рынка взлет акций «АвтоВАЗа» произошел 7 декабря, после того как СМИ со ссылкой на анонимный источник передали информацию о готовящемся на 12 декабря подписании обязывающего соглашения между акционерами «АвтоВАЗа» о создании СП, через которое альянс Renault-Nissan получит контроль над предприятием. Событие было ожидаемым – о том, что СП будет создано, говорилось еще в мае, тем не менее обыкновенные акции «АвтоВАЗа» на Московской бирже подорожали на 17,84%, привилегированные – на 17,96%.

Бумагами «АвтоВАЗа» активно торгуют «Сбербанк CIB» и «Открытие», рассказали несколько участников рынка. Представители обеих компаний отказались от комментариев.

Федеральная служба по финансовым рынкам России начала проверку «на предмет возможного манипулирования акциями» «АвтоВАЗа», написал вчера в своем блоге глава ведомства Дмитрий Панкин: «Предполагаю, что многие участники могли понести убытки в результате сегодняшних операций, и если они заявят о своих убытках нам, то мы учтем результаты их операций при проведении проверки».

Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков заявил, что автопроизводитель никакого отношения к рекламе не имеет. Дилера «Лада-Фаворит» у предприятия нет, добавляет он. Представитель «Ростехнологий» заметил, что информация о планируемом выкупе акций «АвтоВАЗа» не соответствует действительности, отказавшись от дальнейших комментариев.

Стоимость объявления в «Ведомостях» по прайсу газеты составляет 290000 руб. плюс НДС, замечает управляющий директор газеты «Ведомости» Глеб Прозоров. Стоимость рекламы в «Коммерсанте» – более $20000, пояснил гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков. Как правило, информацию о существенных фактах в СМИ размещают не сами эмитенты, а рекламные агентства от их лица, говорит Прозоров. «Время для размещения рекламы выбрано удачно – время подведения итогов года, когда СМИ рады дополнительной рекламе любого объема», – продолжает он.

Объявление о выкупе акций в «Ведомостях» на правах рекламы размещало агентство «Атор». Его менеджер говорит, что заказчиком рекламы выступило ООО «Фаворит». «Мы получили этот заказ с пометкой, что это должно быть разослано срочно и во все СМИ», – поясняет менеджер «Атора». Публикацию сообщения, по его словам, координировал заместитель гендиректора «Фаворита» Михаил Мыкало.

Он же заказал и разработку сайта агентству «Вебком», рассказала директор по развитию агентства Ирина Титаренко. Мыкало появился вечером в пятницу с просьбой срочно организовать работу. Он безумно торопил, обрывал телефоны, звонил каждые пять минут, вспоминает Титаренко. Его объяснения – «надо быстро запустить рекламную кампанию Lada, скидки действуют недолго, поэтому все делаем в авральном режиме». «Было понимание, что человек как-то странно торопит, но он выбрал хорошее время – перед Новым годом у многих аврал», – объясняет менеджер. «Вебком» пытался взять у Мыкало какое-то подтверждение того, что компания является официальным дилером «АвтоВАЗа». Но он так ничего и не предоставил, опять же объяснив авралом, рассказывает Титаренко. «Предоплата [в договоре] была 100%, постоянно шли фразы: «бюджет неограниченный, главное – все сделать быстро»; он выслал платежку, но денег мы на счет пока не получили», – заключает она.

Мыкало значится заместителем руководителя ООО «Фаворит», а гендиректор и владелец этой компании – Сергей Коробков. Уставный капитал компании – 15000 руб., сфера деятельности – оптовая торговля и строительство, зарегистрирована в октябре. Телефоны в СПАРК отсутствуют. По данным «СПАРК-Интерфакса», Коробков является 100%-ным владельцем и генеральным директором 14 недавно созданных (осенью 2012 г.) компаний, на Мыкало этой осенью зарегистрировано 16 компаний.

«Ведомостям» удалось дозвониться до Мыкало. Он назвался частным предпринимателем, никак не связанным с автопромом. По его словам, у него даже машины нет. Мыкало задела за живое сделка «АвтоВАЗа» и Renault-Nissan, он патриот и не понимает, почему российская компания должна принадлежать иностранцам, говорит он. Кроме того, он недоволен менеджментом компании. Он считает, что «руководство «АвтоВАЗа» развалило компанию, я хотел показать им, как надо работать». Мыкало утверждает, что на рекламный бюджет потратил всего $100–200.

Мыкало полагает, что не сделал ничего противозаконного, так как не торговал акциями «АвтоВАЗа» во время вчерашнего ажиотажа. «Я ничего не поимел с этих операций, поэтому я не подпаду под закон о манипулировании», – спокоен он.

Распространение через СМИ ложной информации, оказывающей влияние на котировки, классифицируется как манипулирование, поэтому этот человек в любом случае подпадет под него, говорит партнер Ernst & Young Михаил Махотин. «Мыкало, наверное, имеет в виду тот пункт, согласно которому лицо можно привлечь к ответственности на сумму излишнего дохода, который оно получило в результате этой операции, а так как прибыли нет, то, по логике, и штрафа не должно быть, – рассуждает эксперт. – Но он забывает о минимальной сумме штрафа – 700000 руб.». Может быть и уголовная ответственность – до четырех лет лишения свободы. Для этого не обязательно, чтобы у манипулятора был существенный доход, важно также, какой ущерб он принес другим. Если совокупный убыток всех профучастников в результате этих операций составит 2,5 млн руб., то Мыкало может получить срок, резюмирует Махотин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать