Статья опубликована в № 3292 от 22.02.2013 под заголовком: Россияне стали меньше есть и больше пить

Россияне стали меньше есть и больше пить

Структура потребления россиян изменилась, зафиксировал Росстат: они стали больше тратить на алкоголь, табак и коммунальные услуги, меньше – на продовольствие, одежду, обувь и культурный досуг

  • Ольга Кувшинова
М. Стулов / Ведомости

Росстат опубликовал структуру потребительских расходов для расчета инфляции в 2013 г. Они поделены на три части: продовольствие, непродовольственные товары и услуги. Доли пересматриваются ежегодно, чтобы данные не отставали от реальности, уточнял ранее руководитель Росстата Александр Суринов.

В 2013 г. среднестатистический россиянин из 1000 руб. потратит 370,8 руб. на продукты, 371,2 руб. – на товары и 258 руб. – на услуги. В сравнении с 2012 г. доля продовольственных товаров и услуг сократилась (с 37,27 до 37,08% и с 25,85 до 25,8% соответственно) в пользу непродовольственных товаров – их доля в структуре расходов впервые стала самой высокой.

Такое перераспределение соотносится с данными о розничных продажах, замечает главный экономист HSBC Александр Морозов: продажи потребительских товаров выросли на 10%, продовольствия – менее чем на 3%. Но продукты продолжают дорожать быстрее, и сокращение доли продовольствия в потребкорзине может снизить его вклад в инфляцию (в 2012 г. он составил 3,4 п. п. из 6,6%) и, соответственно, темпы ее роста. Но влияние при прочих равных ничтожно – менее 0,1%, посчитал Морозов. А вот увеличение доли услуг ЖКХ и индексация их тарифов на 12% в 2013 г. могут добавить инфляции 1,1 п. п.

В новой корзине увеличилась доля алкоголя и табака – во многом это следствие повышения акцизов, говорит Морозов. Но не только: в минувшем году, по данным Росстата и ЦИФРРА, продажи водки и ликероводочных изделий выросли в физических объемах на 2,2%, а производство – на 13,2%. Кроме того, эксперты рынка отмечали рост контрафакта, оценивая его денежный объем на рынке водки почти в 60%.

Самыми затратными для россиянина статьями расходов остаются мясопродукты и услуги ЖКХ: доля каждого превышает 9%. В сравнении с 2012 г. россияне стали больше тратить на покупку автомобилей и бензин: этим, а также ростом расходов на табак почти полностью обусловлен рост доли в потребкорзине непродовольственных товаров. Доля прочих составляющих (одежды, обуви и др.) сократилась.

Данные для составления структуры расходов собираются практически «вручную» – непосредственно у домохозяйств методом ежеквартальных наблюдений, знает эксперт ЦМАКП Игорь Поляков. Но, несмотря на тщательность, картина получается немного искаженной из-за того, что в исследование почти не попадают обеспеченные семьи, продолжает он: «Они к себе в коттеджи просто не пускают». Потребкорзина, по которой весь год рассчитывается инфляция, соответствует скорее структуре расходов четырех нижних децильных групп, т. е. 40% наименее обеспеченного населения.

Международный классификатор потребления по целям (см. график), который Росстат стал использовать с 2011 г., позволяет сравнить структуру расходов россиян и европейцев. Так, на продукты питания и безалкогольные напитки россияне направляют в среднем 29% расходов, а граждане Евросоюза – в среднем 15,3%. По доле расходов на продукты можно судить об уровне благосостояния общества: чем оно богаче, тем меньшая доля расходов населения идет на продовольствие. Так, у 10% самых бедных россиян на это уходит почти половина – 44,8%, у 10% самых богатых – 17,7%.

На образование и здравоохранение средний европеец направляет 4,2 и 1,2% расходов соответственно – и это больше, чем даже 10% самых обеспеченных россиян (3,2 и 0,7% соответственно). В России склонность к платным услугам образования и здравоохранения еще не столь сильна, говорит Поляков, однако и основные потребители таких услуг – обеспеченные люди – в выборку Росстата почти не попадают. Зато почти вдвое больше в сравнении с европейцами россияне тратят на жилищные и коммунальные услуги (11,1% против 6,2%), покупку транспортных средств (6,6% против 3,4%) и втрое – на алкоголь (5,4% против 1,8%). На культурный отдых и организацию досуга у россиян остается 6,2% (европейцы тратят 9,8%), доля в потребкорзине этого вида расходов в 2013 г. немного сократилась.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать