ФСФР установила факт манипулирования акциями банка «Авангард»

Первым банком, в сделках с акциями которого ФСФР разглядела манипулирование, стал «Авангард». Хотя его акции почти не торгуются на бирже

Федеральная служба по финансовым рынкам установила факт манипулирования обыкновенными акциями банка «Авангард» на торгах ММВБ (в период с декабря 2011 г. по май 2012 г.). О странном поведении акций службу оповестил профучастник, заподозривший в манипулировании одного из своих клиентов. В махинации были задействованы клиенты нескольких компаний: на регулярной основе они совершали группы взаимных сделок, в отдельные дни объем совершаемых ими операций достигал 100% от дневного объема торгов, говорится в сообщении ФСФР. Впрочем, в указанный период максимальный объем сделок с акциями банка за день – 105 000 руб. А в этом году было всего пять сделок на 15 000 руб.

Почти 100% акций банка контролирует его президент Кирилл Миновалов. На бирже, согласно данным банка, может обращаться не более 0,73% его акций.

Кроме того, все эти действия фактически совершались по поручению и за счет одного физлица – так называемые кросс-сделки. Кросс-сделки достаточно популярны на российском рынке: еще в 2002 г. ФКЦБ в официальной переписке с ММВБ выражала озабоченность существованием такой практики, но не могла ничего сделать из-за отсутствия закона о манипулировании.

Банк открестился от какого-либо участия в манипулировании. «Банк имеет около 200 акционеров – физических лиц, а среди клиентов АКБ «Авангард», находящихся на брокерском обслуживании, нет физлиц, проводивших операции по купле-продаже акций банка в указанный период», – заверил представитель банка. Информацией о мотивах действий предполагаемого манипулятора банк не располагает, добавил он.

Это акции третьего эшелона, компания не очень публична, ее бумаги торгуются не в результате IPO, вне списка, поясняет гендиректор «Капиталъ управление активами» Андрей Гриценко. Манипулировать такими бумагами проще простого, добавляет руководитель торгового отдела Rye, Man & Gor Securities Павел Дородников. И мотивы у организаторов могут быть самые разные, рассуждает Дородников: «Перед продажей банка кто-нибудь может быть заинтересован в повышении его капитализации, кому-то надо показать «движение» по этой бумаге». Это может быть и участник, не связанный с каким-то банком: «Какой-нибудь ПИФ может держать эту бумагу на балансе, и ему надо нарисовать прибыль на отчетную дату». Но одновременно установить манипулирование такими низколиквидными бумагами очень трудно: сейчас это только второй из всех случаев, установленных ФСФР. У службы особый порядок для таких бумаг: так как из-за небольшой статистики к ним невозможно применить математические расчеты, нужно собирать экспертную комиссию, которая и решает, привели ли сделки к существенному отклонению рыночных параметров. Предыдущий раз в конце февраля ФСФР обнаружила манипулирование бумагами Архангельской сбытовой компании (информацией ее также снабдил один из профучастников): 90% дневного объема торгов обыкновенными акциями совершалось между двумя участниками торгов – физлицами при отсутствии какой-либо экономической целесообразности. Причем оба участника сделки входили в советы банка «Енисей» и Байкалинвестбанка, а также занимали руководящие должности в «Ортига-групп», отмечал руководитель ФСФР Дмитрий Панкин.