ОЭСР: Золотой век принципа «мы нигде не платим налоги» закончился

Министрам финансов G20 сегодня представлен план глобальной атаки на налоговый арбитраж, который компании используют для снижения налоговых выплат, декларируя прибыль в налоговых офшорах
A.Zemlianichenko/ AP

Сегодня в Москве Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила министрам финансов стран «двадцатки» план по борьбе с методами минимизации налоговых прибылей, которые используют международные компании. Это поворотный момент в истории международного сотрудничества в области налогообложения, говорится в заявлении ОЭСР.

Финансовая «двадцатка» поддержала план ОЭСР по глобальной атаке на налоговый арбитраж, который компании используют для снижения налоговых выплат, декларируя прибыль в налоговых офшорах. Золотой век принципа «мы нигде не платим налоги» окончен, заявил генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа: «Когда подписывались договоры об избежании двойного налогообложения, имелось в виду, что компании не будут платить налоги по двойному счету, но не подразумевалось, что благодаря этой системе они не будут платить их вообще». Корпорации обязаны платить справедливую долю налогов, подчеркнул он.

15 шагов к налоговой гармонии

Инициатива ОЭСР называется «Размывание налоговой базы и вывод прибыли из-под налогообложения» (Base Erosion and Profits Shifting). Отличный план, похвалил инициативу российский министр финансов Антон Силуанов, но оговорился: «Вопрос – как его реализовать». Каждая страна должна принять внутренние меры, чтобы реализовать инициативу на глобальном уровне, считает он. По мнению Силуанова, дрейф прибыли из одной юрисдикции в другую для оптимизации налогов прекратится, если к инициативе присоединится большинство стран. Шестьдесят стран уже подтвердили намерения участвовать в этой инициативе, отметил Гурриа.

План действий ОЭСР включает 15 основных шагов. Среди них – введение для транснациональных корпораций с активными зарубежными операциями, таких как Amazon, Apple, Google, обязательной уплаты местных налогов на любую прибыль от продаж, проводимых в стране. ОЭСР предлагает заставить корпорации раскрывать налоговым органам разбивку прибыли, продаж и налогов по странам. Также предлагается установить жесткие правила, которые позволят блокировать перевод нематериальных активов высокой стоимости (например, интеллектуальной собственности и торговых брендов) в налоговые офшоры, которые мало или совсем не связаны с деловой активностью; ужесточить требования к открытию зарубежных филиалов транснациональными корпорациями; скорректировать законодательство для нейтрализации налоговых преимуществ сложных финансовых инструментов, в том числе гибридного капитала, отчислений на выплаты процентов. В результате по сценарию должны исчезнуть такие излюбленные российским бизнесом схемы, как выплата в офшоры роялти или процентов, когда все платежи идут в аффилированную с российскими владельцами компанию, а налогооблагаемая прибыль в России уменьшается.

Многие страны позволяют компаниям аккумулировать всю прибыль в офшорных иностранных "дочках", выводя ее из-под налогов (это разрешено и компаниям в России). Законодательство о таких "дочках" нужно ужесточить, призывают эксперты ОЭСР.

Предвидя, что все эти меры приведут к большому количеству исков от компаний, ОЭСР предлагает улучшить механизм разрешения споров: «Это повысит предсказуемость».

Всему этому оптимистичному плану может помешать фискальный эгоизм, пессимистичен партнер Paragon Advise Group Александр Захаров: «Каждое государство захочет урвать большую часть налогов». Сейчас такой спор возник между США и Францией: они претендуют на одни и те же выплаты Google и Amazon: США – по месту регистрации компаний, Франция – по месту возникновения прибыли. По сути, весь спор сводится к фразе «это моя корова, и я ее будут доить», шутит Захаров. В том числе поэтому он считает предлагаемых ОЭСР срок по реализации мер в полтора-два года слишком коротким для такой масштабной реформы.

Переделать двусторонние соглашения в многосторонние

После реформы возникнет еще одна проблема – придется обновлять соглашения об избежании двойного налогообложения, констатирует Анхель Гурриа (цитата по «Интерфаксу»). Сейчас в мире около 4000 таких соглашений, уточнил он: «Их надо будет проводить через парламенты, заново одобрять». Этой волокиты можно избежать, если придать двусторонним соглашениям многосторонний характер, такой единый механизм сейчас разрабатывает ОЭСР, рассказал министр финансов России Антон Силуанов.

Если страны подпишут такое унифицированное соглашение, это также серьезно ограничит возможности для налоговых льгот, отмечает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Сейчас лишь в некоторых соглашения прописано, что на льготу нельзя претендовать, если конечный получатель не является резидентом страны, – объясняет Щекин, – такое условие надо прописать для всех».

Начиная с 1920 г. страны подписывают друг с другом соглашения об избежании двойного налогообложения (чтобы получатель прибыли не платил дважды). Это разумно, но бизнес нашел в такой системе лазейку для двойного «не-налогообложения», поясняют эксперты ОЭСР. Но сейчас, по их выражению, в мире творится налоговый хаос. Корпорации пользуются несбалансированностью мировой налоговой системы, объясняет партнер группы международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов: им удается понижать эффективную налоговую ставку в несколько раз.

Часто прибыль компаний будто совсем исчезает, говорится в заявлении ОЭСР. Происходит это по двум причинам: налогоплательщик использует право на налоговые вычеты по одним и тем же расходам несколько раз или занимается покупкой налоговых льгот (через транзитные страны, у которых есть соглашения об избежании двойного налогообложения, выводит прибыль в офшоры).

Транснациональные умельцы

В последние пару лет в западных странах политики активно взялись за выяснение причин того, почему транснациональные компании платят так мало налогов в тех странах, в которых зарабатывают основную прибыль. Британские парламентарии, в частности, критиковали за подобные действия Google, Starbucks и Amazon. Подкомитет по расследованиям сената США изучал, как именно компании избегают налогообложения в США. В 2012 г. и в мае этого года подкомитет представил доклады, в которых, в частности, описывались способы, используемые Microsoft, Hewlett-Packard и Apple. Выяснилось, что корпорации умело используют свои офшорные структуры, различия между налоговыми законодательствами разных стран, а также лазейки в Налоговом кодексе США. Выяснилось, что у американских транснациональных корпораций более $1,7 трлн нераспределенной зарубежной прибыли и не менее 60% своих денежных средств они держат в других странах. У той же Apple — $145 млрд в деньгах и эквиваленте, из которых $102 млрд — за рубежом. При этом, по подсчетам сенаторов, с помощью различных ухищрений Apple в 2009-2012 гг. избежала уплаты $44 млрд налогов в США.

Однако гендиректор Apple Тим Кук заявил на сенатских слушаниях, что не считает, будто компания что-то нарушила: «Мы платим все налоги, какие обязаны, с точностью до доллара. Мы не только соблюдаем законы, но действуем в духе законов». Не дело компаний решать, какой должна быть налоговая политика, этим должны заниматься избранные правительства, сказал британским парламентариям председатель совета директоров Google Эрик Шмидт.

Если политикам не нравится налоговый режим, который они же сами и пропихнули в виде закона, в их власти изменить этот закон, считает Тим Прайс, директор по инвестициям британской PFP Wealth Management. И, похоже, правительства, попросившие разработать ОЭСР методы борьбы с уклонистами, всерьез взялись за изменение налогового законодательства. Инициатива ОЭСР может стать самой масштабной реформой в системе глобального налогообложения за всю историю, считает партнер компании PwC Ричард Коллиер. Но ее реализация не будет простой, поскольку затронет систему отношений бизнеса и правительств, признает он.