Как китайцы пристрастились к кредитам

Старшее поколение, помня о нищете эпохи Мао, до сих пор экономит; а молодежь при покупке жилья в ипотеку берет деньги на первоначальный взнос у родителей
Jerome Favre/ Bloomberg

Через несколько лет после окончания университета Джек Дай думал, что «святая троица успеха» молодого китайца снизошла на него: у Джека были государственная должность, квартира и жена. Однако он не просчитал одного обстоятельства, которое вскоре омрачило его представления о хорошей жизни.

Для покупки дома в Шанхае 30-летний Дай взял большой ипотечный кредит. Месячные платежи съедают сейчас половину его зарплаты. Кроме того, у него есть и другие расходы, типичные для китайца среднего класса: отдых за границей, шопинг, походы в кино и рестораны.

Дай, как говорится, весь в долгах. «Примерно раз в пару месяцев я не могу оплатить счет по кредитке. Экономить не получается», - вздыхает он.

Для яппи на Западе такая ситуация, конечно, совершенно обычна. Однако в Китае это новое явление. Старшее поколение было знаменито своей способностью к экономии. Оно помнило о нищете эпохи Мао и не тратило лишнего, даже когда в 1980-е гг. ситуация улучшилась и в стране начался экономический рост.

Однако молодые городские жители, чье детство пришлось на эпоху процветания, легко берут кредиты. Представления молодежи о расходах и экономии мало напоминают взгляды их родителей, готовность занимать средства сегодня и волноваться об их выплате завтра изменяет динамику китайского долга.

Из трех видов долга - государственного, корпоративного и долга домоходяйств - последний практически не представляет риска в Китае. Он составляет примерно 15 трлн юаней ($2,5 трлн), или одну треть ВВП, согласно оценкам RBS. Это приблизительно половина государственного и четверть корпоративного долга.

Однако эти данные не учитывают стремительных изменений, происходящих сейчас в стране. Размер долга домохозяйств за последние пять лет вырос в три раза. По данным Института международной экономики Питерсона, его средний показатель увеличился с 30% от располагаемого дохода в 2008 г. до 50% в 2011 г. Конечно, Китаю еще далеко до показателей США или Европы, где уровень частного долга превышает 100% от доходов. Однако многие китайцы явно намерены наверстывать упущенное.

«Я считаю, если вы можете взять кредит, вам стоит его брать, - говорит 29-летний Рэй Чан, судовой инспектор в порту Шанхая. - Из-за инфляции деньги постоянно обесцениваются, так что есть смысл тратить их сейчас и возвращать - намного позже». Потягивая мокаччино на перемене после занятий по английскому языку (за которое уплачено кредитной картой), Чан прямо-таки источает уверенность в том, что полностью контролирует свои финансы. Лишь однажды он задержал выплату по кредитке. Но ведь тогда он ездил в Гонконг, где потратил 15 000 юаней ($2540) на часы Longines. Да, эта сумма превышает его месячную зарплату. «Но нужны же человеку хорошие часы!» - восклицает он.

Обслуживание ипотечного кредита - обычно крупнейшая статья расходов молодых китайцев. Владение домом многие рассматривают как необходимое условие для вступления в брак. Согласно исследованию Юго-Западного университета финансов и экономики, почти 90% китайцев являются домовладельцами, что намного выше среднемирового показателя (63%).

Правительство предпринимает жесткие меры для ограничения суммы задолженности по ипотеке. Первоначальный взнос при покупке жилья в кредит составляет не менее 30%, что существенно отличается от ситуации в США, где перед кризисом высокорискованной ипотеки были широко распространены кредиты на всю стоимость недвижимости. Тем не менее молодым китайцам трудно самим заработать такие суммы. Чтобы заплатить первоначальный взнос, и Дай, и Чан, и многие другие обращаются за помощью к родителям.

Расширяются и другие возможности для заимствований. Банки осваивают потребительское кредитование, открываются микрофинансовые организации, расцвет переживает взаимное кредитование через интернет. По расчетам Народного банка Китая, на сектор небольших кредитов приходится сейчас более 700 млрд юаней, что в 10 раз выше показателя 2009 г.

Регуляторы до сих пор смотрели на рост кредитования сквозь пальцы. Они даже поощряли развитие новых кредитных платформ, рассчитывая, что это сделает внутреннее потребление двигателем экономического роста Китая. «У нас как на Диком Западе, - говорит Роджер Ин, создавший в прошлом году компанию Pandai, одну из более чем 200 платформ взаимного кредитования в интернете. - Потребительское кредитование может превратиться в мыльный пузырь. Люди дают взаймы совершенно безрассудно».

Процентная ставка по кредитам, которые выдаются в секторе мелких ссуд, составляет около 15%. Это в два раза превышает процентную ставку по банковским ссудам. Количество дефолтов среди клиентов мелких кредиторов все еще небольшое (примерно 1% от всех выданных ссуд), однако их количество начинает расти. Чтобы обезопасить себя от неплатежей заемщиков, Ин, выпускник Стэнфордского университета в США, с каждой ссуды перечисляет небольшую часть в страховой резерв.

Споры по неплатежам могут дойти и до суда, но в Китае еще нужно добиться исполнения судебных решений. Поэтому в сложных ситуациях некоторые кредиторы обращаются к коллекторским агентствам. Одним из таких агентств управляет в Шанхае Ван Тайфу. Раньше он получал один-два заказа в день, сегодня - уже пять-шесть.

Юрист по образованию, в очках без оправы, в рубашке с коротким рукавом, Ван совсем не похож на громилу. Он только занимается их наймом: «Если вы хотите быть коллектором в Китае, вам придется погрубеть. Придется не церемониться с людьми. Мое основное конкурентное преимущество: я умею добиваться этого в рамках закона». Ван отказывается раскрывать секреты бизнеса, упомянув, правда, что обычно посылает на задание четырех человек. В отличие от конкурентов, он не заталкивает должников в джипы, не вывозит их за город и не топит в холодной воде.

К счастью, очень немногие китайцы сталкивались с коллекторами на пороге своего дома. Однако для многих замедление экономического роста в стране оказалось еще одним ранее не известным, хотя и не столь угрожающим, вызовом.

И шанхайский чиновник Дай, и судовой инспектор Чан предполагали, что жизнь будет только улучшаться, а зарплаты - расти. Однако правительство заморозило зарплату Дая; зарплата Чана понизилась. Во всем Китае рост доходов «белых воротничков» растет самыми низкими темпами после мирового финансового кризиса.

Дай быстро отреагировал на ситуацию. В прошлом месяце он уволился с работы и перешел в страховую компанию, променяв стабильность государственной службы на неизвестное, но потенциально выгодное будущее.

Чан работы не менял. Более того, он остается непоколебимым в своем оптимизме. Обнаружив, что его квартира повышается в цене, он подумывает о покупке большей жилплощади. Первоначальный взнос, естественно, будет ему не по силам, даже с учетом сбережений родителей. Но Чан нашел решение: «Я отдам дом родителей в залог по кредиту!»

Перевела Наталья Тихонова