ФРС понизила шанс на нормализацию монетарной политики, Бернанке потерял доверие инвесторов

У центробанков редко есть шанс совершить неприятную операцию по ужесточению политики без риска напугать рынок, но ФРС им не воспользовалась

Никто не тянул председателя ФРС Бена Бернанке за язык ни на майском выступлении перед конгрессменами, ни во время июньского и августовского заседаний ФРС: он сам заговорил с рынком о «сворачивании» программы количественного смягчения (QE), пообещав сократить объемы выкупа облигаций вплоть до полного завершения QE летом 2014 г.

Рынок акций, и особенно облигаций, конечно, расстроился от этих слов и ответил серьезным падением котировок в июне. Однако за июль - август инвесторы успели переварить эту новую реальность, а неплохие экономические данные из США, Европы и Китая даже помогли S&P 500 вернуться к историческим максимумам.

И вот 18 сентября рынок был уже полностью готов к началу сворачивания QE, гадая разве что о его масштабах и продолжительности (базовый сценарий был - сокращение на $10 млрд в месяц). Крайне редко у мировых центробанков есть возможность совершить неприятную операцию ужесточения политики без риска напугать рынок, но ФРС решила оставить все как есть, т. е. отложить сворачивание QE как минимум на квартал.

Что же заставило Бернанке упустить эту возможность? Есть два варианта: 1) ФРС знает что-то очень плохое про переговоры в конгрессе по лимиту госдолга, войне в Сирии, еще какому-то пока неизвестному риску (кризис развивающихся стран а-ля 1997-1998 гг., к примеру); 2) Бернанке окончательно плюнул на принципы нормальности монетарной политики и закусил удила - лишь бы уйти на пенсию в январе следующего года до начала новых проблем на рынке, а потом уже пусть его преемница Джанет Йеллен разгребает почти $4 трлн все менее ликвидного баланса ФРС.

Любой из этих вариантов означает, что первоначальная радость инвесторов и корпоративного сектора от сохранения ежемесячной «наркотической подпитки» в $85 млрд скоро сменится осознанием: слова членов ФРС потеряли смысл. А каждое следующее заседание ФРС будет встречаться с замиранием сердца и повышенной волатильностью рынков.

Да и вопрос конечной цели монетарной политики ФРС вновь открыт. Изначально ФРС заявляла, что ставки будут повышаться, когда уровень безработицы окажется ниже 6,5% (знак, что экономика приходит в норму). На будущий год прогнозируется 6,7%, на 2015 г. - 6,1%. То есть в начале 2015 г. ставки должны начать расти. Но, похоже, ФРС этого не планирует. При этом прогноз ВВП на этот год слегка понижен, что оправдывает сохранение QE. ФРС как будто сама не знает, по каким ориентирам двигаться. А откуда тогда знать это рынку?

Можно определенно сказать: ФРС не хочет допустить роста ставок по гособлигациям и ипотеке, а также - падения рынка акций. И ФРС будет бороться за сохранение статус-кво любой ценой, даже если в будущем придется расплачиваться за это колоссальными проблемами при сокращении гигантского баланса. Уоррен Баффетт назвал ФРС крупнейшим в мире хедж-фондом, который становится «слишком большим, чтобы рухнуть», и рассчитывает, что сможет бесконечно функционировать по установленным только им правилам.

Влияние баланса ФРС на рынок

Что ожидать до конца года? Мы прогнозируем, что индекс S&P 500 снизится до 1650 пунктов с нынешних более чем 1700, ставки 10-летних американских гособлигаций повысятся до 3%, цена золота опустится ниже $1300 за унцию. Доллар укрепится до $1,3 за евро, 33 руб./$.

Автор - управляющий директор Arbat Capital