Банк Тинькова за день подешевел на 26%

В течение пятницы котировки ТКС-банка падали более чем на 40%; меньше чем за месяц после IPO банк потерял треть стоимости
М.Стулов/ Ведомости

Котировки глобальных депозитарных расписок (GDR) TCS Group Holding, материнской структуры ТКС-банка, рухнули до очередного минимума. На закрытии торгов Лондонской фондовой биржи бумаги подешевели на 26,28% до $11,5 за штуку при росте индекса FTSE 100 на 0,41%. Капитализация банка сократилась до $2,083 млрд. В течение дня котировки падали более чем на 40% до минимальной отметки - $8,2 за GDR. Максимальная цена, по которой торговались расписки в пятницу, - $13,49 за штуку.

Таким образом, котировки банка рухнули более чем на треть меньше чем за месяц после первичного размещения. ТКС-банк разместил GDR 22 октября по верхней границе ценового диапазона - $17,5 за расписку.

Госдума может запретить банкам удаленную выдачу кредитных карт, а весь бизнес ТКС-банка строится на удаленном обслуживании, объясняет управляющий партнер PFL Advisors Федор Наумов. Он напоминает, что соответствующие поправки уже внесены в законопроект "О потребительском кредитовании" и одобрены комитетом Госдумы по финансовому рынку ко второму чтению. Наумов подчеркивает, что теперь инвесторы будут ждать заявлений руководства банка, как оно будет выходить из ситуации. "Думаю, там могут быть варианты", - считает Наумов.

Но с таким прочтением законопроекта не согласен сам банк. Новая поправка была неправильно интерпретирована некоторыми комментаторами и была прочитана так, что кредитные карты могут быть получены клиентами только в отделении, говорится в официальном сообщении ТКС-банка, размещенном в ленте раскрытия Лондонской биржи. "Наше понимание, сложившееся в результате беседы с авторами законопроекта, заключается в том, что законодатели имели в виду незатребованные, массовые рассылки кредитных карт", - говорится в документе. Курьерский сервис ТКС-банка не подпадает под эти поправки, поскольку карты доставляются клиентам, давшим свое предварительное согласие.

Поспешили уточнить поправки и депутаты. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина утверждает, что текст поправки был неправильно понят и на самом деле не содержит запрет на дистанционную продажу кредитных карт. Очевидно, путаницу вызвало выражение "место нахождения кредитора". «Место нахождения кредитора - это не офис, а Российская Федерация, мы пишем законы для России. Люди домысливают то, что депутат не имел в виду», - сказала Бурыкина. Она добавила, что «место нахождения кредитора» - понятие широкое; в других законопроектах, если законодатели предусматривают подобные ограничения, они пишут «по месту фактического нахождения (адреса) организации». Все остальное - не более чем «измышления журналистов, которые пугают рынок», добавила Бурыкина.

По ее словам, поправка требует от банка, чтобы он знал, кому продает кредитный продукт. То есть нельзя заниматься нетаргетированной рассылкой кредиток, и клиент должен получить ее лично. Как уточнил заместитель Бурыкиной Анатолий Аксаков, третьи лица смогут получить кредитку только при наличии доверенности от клиента банка.

Бурыкина уточнила, что текст поправки уточняться или дополняться не будет. Второе чтение должно состояться на следующей неделе. Аксаков также заверил, что депутатов просто неправильно поняли, а также что это «редакционная ошибка, недоразумение».

Первый заместитель председателя комитета Владислав Резник сказал, что запрет на дистанционную торговлю картами действительно обсуждается, но будет он введен или нет, станет понятно только после подписания закона президентом. Мотив ввести подобное ограничение был в том, что многие недобросовестные банки допускают злоупотребления, высылая клиенту сразу несколько кредиток. Клиент, особо не задумываясь, совершает по ним покупки и оказывается перекредитованным. При этом ТКС он называет добросовестным банком, которому нужно будет «более детально продумать», как далее выстраивать бизнес.