Росстат увидел экономическое "чудо"

Пересмотрев квартальные данные за 2013 г., Росстат зафиксировал, что экономика уже год стремительно ускоряется
Д.Абрамов/ Ведомости

Анализ пересмотренных данных Росстата изумил аналитиков: вместо затухающих темпов роста экономика демонстрирует мощное ускорение со II квартала прошлого года.

Годовая оценка роста в 2013 г. осталась неизменной (1,3%). Но сильному пересмотру подверглась внутриквартальная динамика. Согласно прежним данным, начавшееся в 2011 г. замедление экономики продолжилось и усилилось в 2013 г.: ранее в I квартале 2013 г. был самый заметный рост, темпы которого к концу года замедлялись. По новым данным - наоборот, самым плохим был I квартал, а потом темпы роста ускорялись.

«Произошло то, чего весь экономический блок правительства пытался добиться на протяжении всего прошлого года, а именно переломить негативный конъюнктурный тренд», - иронизирует Николай Кондрашов из Центра развития: странно, что чиновники не выказывают радости по поводу беспроблемного преодоления стагнации.

Пересмотр оценок роста I и II квартала в годовом сравнении (с 1,6 до 0,8% и с 1,2 до 1,0% соответственно к тем же периодам предыдущего года) изменил и динамику реального роста (квартал к предыдущему кварталу). Вместо 0,2, 0,1%, спада на 0,2% и восстановления до 0,3% в I, II, III и IV кварталах соответственно - теперь спад в I квартале на 0,3%, а потом неуклонное ускорение роста на 0,5, 0,8 и 1%. Получается, что во втором полугодии прошлого года экономика росла с темпом почти 4% годовых, изумляется Кондрашов. “Экономическое чудо какое-то”, - согласен Дмитрий Полевой из ING.

“Чудо” обеспечено исключительно внешним спросом - и это еще одно чудо. В 2011-2012 гг. экспорт рос не более чем на 1,5%, а в 2013 г. его темп резко ускорился до 4,2% за счет увеличения поставок газа и нефтепродуктов.

По новым данным, как и прежде, основной вклад в итоговый ВВП внесло потребление домохозяйств, но от квартала к кварталу вклад внутреннего спроса снижался - рост потребления замедлялся, а инвестиционная активность падала. Тогда как вклад чистого экспорта, напротив, неуклонно возрастал: т. е. все внутригодовое ускорение экономики целиком обеспечено внешним спросом, пишут эксперты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка. Из-за торможения внутреннего спроса рост импорта к концу года обнулился, на фоне чего рост экспорта на 5,6% обеспечил экономике целых 1,6 п. п. роста (из 2% за IV квартал), посчитали в ЦМИ. По итогам года экспорт обеспечил 1,2 п. п. роста из 1,3%, посчитали в Центре развития.

Но бенефициаром экономического подъема стала не промышленность, которая должна бы выиграть от роста внешнего спроса: напротив, ее вклад в ВВП сократился в три раза в сравнении с 2012 г. Выиграл финансовый сектор, обеспечивший экономике почти 0,5 п. п. роста из 1,3%.

Одной из причин столь удивительного пересмотра динамики ВВП могло стать то, что Росстат неудачно выбрал базисный год для расчета отраслевых весов в промышленности (их изменение произошло одновременно с переоценкой ВВП), полагает Кондрашов: “Росстат сместил базис с 2008 на 2010 г., однако 2010 г. - первый год восстановления после кризиса, и 2008 г. здесь выглядит даже лучшим кандидатом на роль базы. Из посткризисных лет логичнее было бы выбрать 2011 или 2012 гг.”.

Из-за статистического понижения оценки I квартала 2013 г. теперь данные за I квартал 2014 г. будут выглядеть лучше. Замминистра экономического развития Андрей Клепач сказал, что пересмотр Росстатом данных повышает ожидаемый результат I квартала 2014 г. с 0,4-0,5% в годовом выражении до примерно 0,8%. В то же время по итогам 2014 г. рост экономики с учетом сложившихся тенденций может быть существенно меньше 1%, сказал Клепач.

Несмотря на столь оптимистичную переоценку Росстата, 2014 г. все равно окажется сложным годом с рисками дальнейшего замедления роста ВВП, не сомневается Полевой. Рост экспорта газа вряд ли продолжится в условиях новой газовой войны с Украиной, а других драйверов роста экономики пока не видно, замечает Наталья Акиндинова из Центра развития ВШЭ. Помимо экспорта, дальнейшая динамика экономики будет определяться преимущественно еще двумя факторами, перечисляет Кондрашов: инвестициями (они падают из-за усиления оттока капитала, вызванного политическим кризисом в отношениях с Украиной) и запасами промышленных предприятий (два последних года они сокращались из-за замедления спроса).

С учетом такого количества неопределенностей прогноз на 2014 г. - от полного отсутствия роста до спада на 1,5%, заключает Кондрашов: “Никаких возможностей для продолжения прошлогоднего конъюнктурного роста мы не видим”. Учитывая динамику движения капитала в I квартале 2014 г. (порядка $70 млрд), за год из России может быть выведено $120-150 млрд, что «срежет» экономический рост в 2014 г. на 1-1,5 п. п., не исключает Алексей Девятов из ФК “Уралсиб”. Кроме того, повышение Центробанком ключевой ставки на 150 б. п. ради предотвращения бегства капитала и сдерживания инфляции негативно отразится на экономическом росте, во II квартале может быть спад, отмечает Девятов. Хотя ограничение роста тарифов во втором полугодии может помочь экономике вырасти за год на 0,5-0,7%, полагает он.