Иран налаживает деловые связи с западными компаниями

В ожидании отмены санкций рынок страны изучают Total, Royal Dutch Shell, PSA Peugeot Citroen, Deutsche Bank и “Ренессанс капитал”; сами иранские бизнесмены хотят сотрудничать с США
Надпись на стене покинутого посольства США в Тегеране/ Ebrahim Noroozi/ AP

Иранские власти предпринимают значительные усилия для интеграции страны в мировую экономику. Созданная при правительстве группа экономистов, политиков и бизнесменов ведет активную деятельность по привлечению в Иран зарубежных компаний и технологий. Иностранцы активно интересуются возможностями работы на рынке с 80-миллионным населением и инвестициями в энергетику и промышленность, чтобы быть готовыми к конкретным действиям, когда с Ирана будут сняты основные экономические санкции. Иранцы хотят наладить экономическое сотрудничество даже с США, говоря, что ни у кого больше нет столь качественной продукции и современных технологий.

Переломный момент

Еще год назад Голам Хуссейн Шафеи, президент Торговой палаты Ирана, мог месяцами не встречаться ни с одной зарубежной делегацией. Но сейчас он практически ежедневно принимает бизнесменов из стран Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки и постоянно ездит в европейские столицы.

«У нас новая внутренняя ситуация, и мы по-новому выглядим снаружи, - говорит Шафеи, сидя в своем офисе в центре Тегерана, окна которого выходят на покинутое посольство США, которое было захвачено во время Исламской революции 1979 г. - Теперь нашей экономикой активно интересуются».

В ноябре прошлого года, после достижения предварительных договоренностей о сворачивании иранской ядерной программы, со страны были временно сняты некоторые санкции (например, облегчен импорт автозапчастей), западные страны разморозили более $4 млрд выручки от продажи иранской нефти. Сейчас шестерка стран начала в Вене новый раунд переговоров с Ираном, который должен завершиться к 20 июля. По словам дипломатов, нет уверенности в том, что договоренности будут достигнуты (Тегеран, в частности, пока не готов выполнить все требования международного сообщества по ликвидации своей ядерной инфраструктуры). Участники переговоров ранее говорили, что крайний срок может быть при необходимости перенесен на шесть месяцев.

Тем не менее многие надеются, что после 20 июля значительная часть экономических санкций может быть окончательно отменена, в частности ослаблены ограничения на деятельность Центрального банка Ирана, на сотрудничество западных компаний с энергетическими и технологическими компаниями страны. Это может открыть для западных компаний дорогу на рынок страны, который был закрыт для многих почти 10 лет. Представители компаний из Европы и других регионов, приезжающие сегодня в Тегеран, говорят, что хотят прояснить ситуацию, определить возможности для инвестиций, встретиться с потенциальными партнерами и составить предварительный план действий на случай отмены санкций. Их привлекает возможность работать на рынке, который может стать крупнейшим на Ближнем Востоке: население Ирана составляет почти 80 млн человек, бóльшая часть из которых - в возрасте до 30 лет, значительная доля людей хорошо образованна и разбирается в технологиях. Кроме того, у Ирана значительный потенциал развития энергетической отрасли: он занимает четвертое место в мире по доказанным запасам нефти и второе - по доказанным запасам газа.

США ввели санкции против Ирана десятилетия назад, но по-настоящему иранская экономика начала страдать из-за санкций ООН, Европы и ужесточения позиции США в последнее десятилетие. Санкции фактически отрезали страну от мировой банковской системы, доходы от продажи нефти сократились вдвое. Экономическая политика предыдущего президента Махмуда Ахмадинежада, который развивал ядерную программу (настаивая, правда, что это делается в мирных целях), спровоцировала гиперинфляцию, девальвацию и спад экономики - по данным МВФ, почти на 6% в финансовом году, завершившемся в марте 2013 г.

Новый президент Хасан Роухани, заняв свой пост в августе 2013 г., начал переговоры с международным сообществом по ядерной программе и одновременно стал прикладывать усилия для возвращения Ирана в мировую экономику. Его правительство сократило госрасходы на строительство жилья и субсидии на бензин, инициировало антикоррупционную кампанию и ограничило печатание денег Центробанком. В результате месячные темпы инфляции упали вдвое, курс риала вырос, экономика в этом году, по прогнозу МВФ, вернется к росту. Экспорт сырой нефти, сократившийся в 2013 г. до 700 000 баррелей в день, вырос, по данным правительства Ирана, до 1,2 млн баррелей.

Динамика ВВП

Источник: МВФ

Интерес к Ирану быстро растет

Роухани также сформировал группу из иранских бизнесменов, дипломатов и экономистов (в нее, в частности, входит Шафеи, а также несколько докторов экономики из американских университетов и бывших менеджеров с Уолл-стрит). Стратегию этой группы, целью которой также является реструктуризация иранской экономики, The Wall Street Journal выяснила в ходе интервью с иранскими чиновниками, бизнесменами в Тегеране и Европе, проводившимися в последние три месяца.

Члены этой группы наносят визиты в столицы европейских и азиатских стран, пытаясь уверить местные компании, что Иран снова открыт для бизнеса. Особое внимание уделяется привлечению инвестиций в нефтяной сектор, сильно пострадавший в последнее десятилетие из-за сокращения капиталовложений и введенного Европой эмбарго на закупки иранской нефти. До санкций Иран экспортировал почти 3 млн баррелей нефти в день.

«Интерес к Ирану быстро растет, для него это может стать переломным моментом», - говорит Али Амири, иранский партнер инвестиционной компании ACL, получивший образование в Гарвардском университете и сейчас курсирующий между офисами в Тегеране и Лондоне. По его словам, инвесторы, в основном из Европы, готовы вложить более $100 млн в формируемый его компанией фонд для инвестиций в Иран. Впрочем, добавляет Амири, если соглашение в Вене не будет достигнуто, их готовность вкладывать деньги «может испариться».

Компании изучают возможности

В последние несколько месяцев топ-менеджеры Total, Royal Dutch Shell и ENI встречались с сотрудниками министерства нефти Ирана и обсуждали возможность их возвращения в страну в случае отмены санкций, рассказали представители министерства и компаний. До введения санкций они активно работали в Иране в области нефтедобычи. Возможность возвращения также обсуждали представители Repsol и Statoil, говорят люди, знающие об их встречах с чиновниками министерства нефти. В Repsol отказались от комментариев. Представитель Statoil сказал, что компания регулярно встречается с иранскими чиновниками, так как у нее остались прошлые обязательства по инвестициям, но отказался говорить о потенциальных возможностях возобновления бизнеса в стране.

После снятия санкций Иран может быстро увеличить добычу на 700 000 баррелей в день, заявил министр нефти Биджан Зангане. Он пытается привлечь западные компании, предлагая более долгосрочные контракты и более гибкие условия.

Экспорт сырой нефти из Ирана, млн баррелей в день

*Оценка Международного энергетического агентства за первые три квартала

Источник: Администрация энергетической информации США

Крупнейший автопроизводитель Ирана Iran Khodro Industrial Group возобновил переговоры о партнерстве с зарубежными автокомпаниями, включая Renault и Peugeot (последняя была одним из его ключевых партнеров в совместном предприятии, ушла из страны в 2012 г.). Международные санкции и падение внутреннего спроса заставили Iran Khodro в 2013 г. сократить производство до 500 000 автомобилей, что составляет всего половину его мощностей. Прошлым летом США с помощью санкций против иранской автопромышленности фактически лишили Iran Khodro возможности импортировать такие запчасти, как поршни, цилиндры и др. Эти ограничения были смягчены в ноябре.

«Мы пытаемся заинтересовать партнеров в увеличении производства», - говорит Хасан Бананей, директор подразделения международных отношений Iran Khodro. По его словам, компания хочет довести производство в этом году до 600 000 машин и управлять заводами в Ираке, Азербайджане, Сирии и Венесуэле.

Представители Peugeot и Renault подтвердили, что вели переговоры с Iran Khodro о возобновлении партнерства в случае отмены санкций.

По словам Бананея, Iran Khodro также приглашала на недавнюю инвестиционную конференцию в Тегеране менеджеров General Motors и Ford Motor, но они отказались приехать. Представитель GM сказала, что ей неизвестно о приглашении Iran Khodro. Представитель Ford заявил, что компания не будет вести в Иране никакого бизнеса, пока США не отменят санкции.

Интерес к Ирану проявляют и финансовые организации. Роубех Пироуз, иранец, учившийся в Стэнфорде, Гарварде и Оксфорде, сейчас активно рекламирует Иран. С ноября прошлого года его управляющая компания Turquoise Partners организовала несколько встреч и поездок в Иран для инвесторов. «Мы хотим, чтобы об Иране уже хорошо знали к тому моменту, как будут отменены санкции», - говорит он.

В мае, рассказывает Пироуз, его компания организовала поездку в основном европейских инвесторов в Тегеран, где они встречались с финансовыми чиновниками и посещали местные компании. А в апреле Turquoise провела в Лондоне встречу руководителей Тегеранской фондовой биржи с иностранными инвесторами. Члены иранской делегации также обсуждали с представителями Thomson Reuters вопросы предоставления ею финансовых и информационных услуг, а с представителями Deutsche Bank - стратегию по управлению активами. Представители «Ренессанс капитала» интересовались у них новыми инвестиционными возможностями. В Thomson Reuters подтвердили факт встречи, представители Deutsche Bank и «Ренессанса» отказались от комментариев.

С начала года Societe Generale, BNP Paribas и Barclays получили разрешение проводить ограниченное число операций в Иране, свидетельствуют документы, полученные WSJ в министерстве финансов США.

США тоже в проигрыше

Даже если экономические санкции будут отменены, США скорее всего сохранят санкции, введенные за нарушение прав человека. Американские компании пока опасаются проявлять интерес к Ирану по политическим причинам и в результате могут оказаться позади конкурентов из других стран. «Американские компании будут первыми проигравшими», - говорит Акбар Комиджани, заместитель председателя ЦБ Ирана.

Отношение к США в самом Иране также остается в значительной степени враждебным. Стены посольства, расположенного рядом с Торговой палатой, расписаны антиамериканскими лозунгами и рисунком статуи Свободы с черепом вместо лица. Однако в частных беседах иранские бизнесмены признаются, что были бы рады сотрудничеству с американскими компаниями, так как российские, китайские и турецкие компании, которые достаточно активно работают в Иране, не могут производить столь качественную продукцию и внедрять передовые технологии. В конце апреля Иран отменил сделку на $2,5 млрд с китайской госкомпанией CNPC из-за постоянных задержек в реализации проекта по разработке крупного нефтяного месторождения. В CNPC отказались от комментариев.

«В конце концов отношения должны наладиться», - говорит получивший образование в США финансист Реза Султанзадех о нормализации экономических отношений между США и Ираном. Сейчас же его компания Iran Industries Investment ведет переговоры с фондами из Великобритании, России и ОАЭ об инвестициях в иранские компании, прежде всего в сталелитейном и горнодобывающем секторах.

Сотрудники торговой палаты также полны ожиданий в отношении США. Иранские компании очень хотят получить доступ к лучшим мировым рынкам и технологиям, где бы они ни находились, говорит Шафеи. «Мы, безусловно, заинтересованы в том, чтобы иметь [нормальные] отношения с американской экономикой. Похоже, [от их разрыва] проиграли не только мы”, - добавляет он.

Перевел Михаил Оверченко