Статья опубликована в № 3644 от 04.08.2014 под заголовком: Борьба за заказ

ФАС считает, что новый закон о госзакупках неэффективен

На правительстве руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев собирается раскритиковать первые итоги применения нового закона о госзакупках

В распоряжении «Ведомостей» оказалась презентация к докладу Артемьева о состоянии конкуренции. Он выступит с ним на заседании правительства в четверг, сказал представитель премьера Дмитрия Медведева.

Конкуренция из сферы госзакупок почти полностью устранена - так оценивает ФАС первые итоги применения закона о федеральной контрактной системе (ФКС с 2014 г. сменила закон о госзакупках 94-ФЗ). Госзаказчики отбирают подрядчиков по субъективным неценовым критериям, а то и вовсе обходят конкурсные процедуры, переводя закупки на ГУПы и МУПы. Уменьшилась поддержка малого и среднего бизнеса за счет госзаказа, более чем вдвое упала доля средств, сэкономленных на торгах по строительным подрядам (7,24% в 2013 г. против 3,16% в I квартале 2014 г.), говорится в докладе.

Ценовые показатели играют главную роль только при закупках простых товаров и услуг, а нестоимостные критерии необходимы при отборе исполнителей с «интеллектуальным потенциалом», спорит представитель Минэкономразвития. Отсрочка ГУПам и МУПам (для них нормы закона о ФКС вступают в силу с 2017 г.) была нужна, чтобы они успели адаптироваться, но Минэкономразвития согласно перенести сроки на 2015 г. За первое полугодие на стройке было сэкономлено уже 5,73% госсредств, а закупки у малого бизнеса выросли на 59% до 167 млрд руб., приводит данные представитель министерства.

Представитель ФАС отказался комментировать презентацию, расчеты и аргументы Минэкономразвития, но заверил, что текст доклада меняться не будет.

Исполнители вынуждены переключаться на аукционы: ФАС отменяет итоги большинства конкурсов, если критерии участия в них нельзя четко измерить, жалуется консультант господрядчика, но для некоторых работ без субъективных оценок не обойтись. Электронные аукционы ввели, а на экономии, качестве и коррупции это не отразилось, признает федеральный чиновник: полноценно положения о планировании и нормировании госзакупок заработают только в 2016 г. Закон нерабочий, согласен консультант господрядчика: требуется ряд подзаконных актов. Выводы делать рано, но среднее время на госзакупку увеличилось в 1,3-1,5 раза до 2,5-3 месяцев, рассказывает госзаказчик.

Закон о ФКС - существенный шаг вперед, уверен исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский, но идеология оказалась проработана лучше, чем технология: принимается уже второй крупный пакет поправок. Есть только каркас ФКС, признает сотрудник Минэкономразвития: «Чтобы сформировать ее полностью, понадобится 2-3 года».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать