Минэкономразвития хочет по-новому распределять субсидии на поддержку малого бизнеса

Минэкономразвития хочет по-новому распределять субсидии на поддержку малого бизнеса. Для бизнеса эти деньги не главное - нужны понятные правила работы
Денис Абрамов/ Ведомости

Для Минэкономразвития KPMG подготовила исследование об изменении системы субсидий малому и среднему предпринимательству из федерального бюджета (тезисы есть у «Ведомостей»). Это следует из ответа представителя министерства.

По числу малых и средних предприятий Россия не отстает от развитых стран - на 1000 человек 33 небольшие компании, говорится в исследовании. Но они производят всего 21% российского ВВП, тогда как в развитых странах - более 40%. В России малый и средний бизнес слишком мал, констатируют авторы доклада: почти 90% - микропредприятия (см. инфографику). Проблема усугубляется тем, что за последние пять лет оборот и прибыльность небольших предприятий в реальном выражении снизились - оба показателя в среднем на 6%. Российские власти должны сфокусироваться на увеличении размера небольших предприятий, советуют аналитики KPMG.

По размеру поддержка малого и среднего бизнеса на федеральном уровне не уступает лучшим международным практикам (США, Евросоюза, Малайзии, Японии), пишут аналитики. Ежегодно регионам из федерального бюджета выделяется около 20 млрд руб., рассказывает директор KPMG Алексей Назаров. Нередко регион даже не выбирает зарезервированную сумму, отмечает он, в дальнейшем лимиты приходится перераспределять в пользу более активных регионов.

При распределении субсидий авторы исследования предлагают учитывать экономику и потенциал регионов по развитию бизнеса: «Ожидать равномерного развития по всей стране, впрочем, как и выделять средства «поровну», нецелесообразно». Сфокусировать поддержку нужно в регионах - лидерах по размеру, количеству и доле малого и среднего бизнеса, говорится в исследовании KPMG. Кроме того, KPMG рекомендует учитывать долю городского населения - показатель имеет высокую корреляцию с количеством малого и среднего бизнеса (до 94%): «Именно город предоставляет базовые ресурсы - доступ к рынкам, ресурсам, технологиям и знаниям».

Бюджету выгодно субсидировать развитие малого бизнеса в регионах, где он и так растет, но вряд ли это поможет самим предпринимателям, замечает председатель комитета по налогам «Опоры России» Сергей Зеленов. Без прямой поддержки из федерального бюджета регионам придется нелегко: регионы направляют субсидии на пополнение гарантийных фондов, на компенсацию кредитных ставок бизнесу и частично на прямые субсидии, отмечает министр инвестиций и инноваций Московской области Руслан Заливацкий.

Рассматриваются различные модели распределения поддержки, в том числе с учетом потенциала развития данного сектора, сообщил представитель Минэкономразвития. Подробности он не раскрывает. В Минфине знают, что механизм распределения будет меняться, сообщил его представитель, но отказался комментировать изменения до получения официального документа от Минэкономразвития.

У малого бизнеса две основные проблемы: доступность кредитных ресурсов и допуск к госзаказам, отмечает Заливацкий. Первую проблему частично снимают региональные субсидии. Но бизнес даже не знает о том, что есть меры поддержки, говорит Заливацкий.

В России столько инструментов поддержки малого бизнеса, сколько нет ни в одной другой стране, говорит вице-президент Института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Владимир Буев: и прямые субсидии предприятиям, и создание инфраструктуры - от финансовой до инкубаторов и технопарков. Но эффекта нет, констатирует он, чтобы избежать чрезмерного регулирования, бизнес уходит в тень, а поддержку получает узкая группа предпринимателей.

В первую очередь власти должны обеспечивать прозрачные правила игры и не менять их, призывает Зеленов. Повышение ставки страховых взносов в 2013 г. вынудило свернуть бизнес 600 000 индивидуальных предпринимателей, вспоминает он. Неизменность правовой и налоговой базы даст бизнесу возможность планировать и расти, объясняет Зеленов: «Субсидии по значимости идут третьим или четвертым пунктом». Пользы от понятного и предсказуемого регулирования было бы больше, резюмирует Буев.