Ради Евразийского экономического союза Россия отказалась от $2,2 млрд

Ради Евразийского экономического союза Россия отказалась от $2,2 млрд. Цена могла быть выше, утверждают чиновники: потери удалось существенно снизить
Andrey Rudakov/ Bloomberg

В 2015 г. Белоруссия не будет перечислять России пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, рассказал на прошлой неделе вице-премьер Аркадий Дворкович. Без скидок Россия могла бы получить $2,2 млрд при цене нефти $100, рассказывает сотрудник Минфина и подтверждает его коллега из другого ведомства. Чиновник, близкий к Минэнерго, говорит о $2,35 млрд, а премьер Белоруссии Михаил Мясникович - о $2,5 млрд.

Еще весной президенты двух стран договорились, что Россия откажется от пошлин на $1,5 млрд, теперь она не получит еще $700-850 млн. Белоруссия же почти полностью восполнит потери из-за российского налогового маневра в нефтяной отрасли. Снижение пошлин на экспорт нефти (компенсируется ростом НДПИ) приведет к взлету цены нефти для российских и получающих сырье из России белорусских НПЗ. И без скидки для Белоруссии доходы российского бюджета снижались из-за маневра по сравнению с планом на 240 млрд руб., теперь цена реформы составит около 300 млрд руб.

$1,5 млрд частично учтены в проекте бюджета, чтобы компенсировать остальные потери, Минфин будет искать дополнительные доходы, заверил министр финансов Антон Силуанов. Отчасти из-за маневра правительству уже пришлось закрывать дыры в бюджете: заморожены взносы на накопительную пенсию, вырастет нагрузка на фонд оплаты труда.

Решение о 100%-ной скидке для Белоруссии согласовано лишь на 2015 г., а в 2016-2017 гг. она сможет оставлять в своем бюджете пошлины только на $1,5 млрд, рассказывают белорусские и российские чиновники. Вряд ли Минску удастся выбить такие условия и на следующие годы, уверен российский чиновник: Белоруссия угрожала, что при невыгодных условиях не ратифицирует соглашение о ЕАЭС, «теперь такого козыря нет». А если и удастся - все равно после 2015 г. потери будут уменьшаться: пошлины снижаются, а с ними и сумма, которую Белоруссия должна отдавать России, успокаивают российские чиновники, участвующие в переговорах. В 2014 г. Белоруссия должна перечислить России $3,4 млрд, прежний план на 2015 г. был $2,2 млрд, рассказывает чиновник Минфина. Прогноз на 2016-2017 гг. - $1,7 млрд и $1,6 млрд соответственно, добавляет чиновник Минэнерго. В этом отчасти и был смысл маневра - снизить долю пошлин в бюджете России, напоминает Александр Кнобель из Института Гайдара. К тому же компании заработают на росте цены нефти для белорусских НПЗ, продолжает он.

В итоге по сравнению с 2014 г. потери России в 2015 г. не вырастут, подсчитал Кнобель: из-за беспошлинных поставок нефти Белоруссии бюджет недополучит те же $6 млрд. К 2017 г. трансферт уменьшится из-за резкого снижения пошлин до $4 млрд, оценивает он. Но если бы Россия не отказалась от пошлин из Белоруссии, трансферт можно было бы сократить еще сильнее, резюмирует Кнобель.

Как делили нефтепродукты

Удалось договориться о более выгодных условиях поставок нефтепродуктов из Белоруссии в Россию, рассказали три российских чиновника: в соглашении будут зафиксированы объемы, которые Белоруссия обязана не просто выставить на продажу (как сейчас), а реализовать. Оговорка принципиальная, настаивают собеседники «Ведомостей».

За беспошлинную нефть в 2013 и 2014 гг. Белоруссия, по данным Минэнерго, должна была поставить в Россию без пошлин 2,1 млн т бензина (т. е. по более низкой цене), таким же был план и на 2015 г. Но поставки оказались гораздо меньше: в 2013 г. - 1,1млн т, в 2014 г. ожидается 1,5 млн, рассказывает чиновник Мин­энерго. Соглашение не обязывало продавать нефтепродукты, поясняет он: Белоруссия выставляла бензин на бирже по цене значительно выше рыночной, никто не покупал - и к концу дня товар снимался с торгов. Система примет все заявки, если цена отклоняется от цены предыдущего торгового дня менее чем на 20%, объясняет вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Михаил Темниченко. Очень резких колебаний он не припомнит. Но белорусские нефтепродукты на несколько месяцев пропали с биржи - чиновники Минэнерго объясняли, что товар продается на внебиржевом рынке, рассказывает участник рынка. Проверить, так это или не так, невозможно, добавляет он: белорусские производители не обязаны регистрировать сделки на внебиржевом рынке.

Мясникович в пятницу отказался отвечать на вопросы о поставках нефтепродуктов. Пресс-служба белорусского правительства не ответила на запрос.

Нефтепродукты, которые не поступили в Россию, скорее всего ушли на Украину и в Прибалтику, где они стоят дороже, объясняет федеральный чиновник: в остальные страны белорусским НПЗ поставлять не так выгодно, как в Россию - маржа ниже. В 2015 г. риски могли бы вырасти, продолжает он: белорусский бюджет начнет получать пошлины от экспорта, поэтому поставки во все другие страны станут куда выгоднее беспошлинных поставок в Россию.

Чтобы избежать этого, и потребовалось изменить условия. В 2015 г. Россия получит 1,8 млн т бензина, но белорусские НПЗ должны их реализовать, рассказывает чиновник экономического блока: иначе автоматически снизятся поставки нефти в Белоруссию - на 5 т за каждую нереализованную тонну бензина, допустимое отклонение - 10%. Получается, Белоруссия будет терять от беспошлинной продажи нефтепродуктов около $0,5 млрд в год - это уже трансферт из ее бюджета в Россию, оценивает Кнобель.