ЦБ начал борьбу с вексельными схемами

ЦБ продолжает расчистку банковских балансов: порядок с паями закрытых фондов наведен, очередь - за вексельными схемами
Е. Разумный/ Ведомости

Центробанк будет бороться с использованием банками собственных векселей в качестве обеспечения, заявил зампред ЦБ Василий Поздышев: «За 100 млн руб. перекупается вексель стоимостью в 1 млрд, выданный на 15-20 лет на абсолютно нерыночных условиях» (цитата по «Интерфаксу»). По мнению Поздышева, тем, кто активно применяет подобные схемы, пора начинать от них отказываться.

До этого ЦБ активно боролся с другой схемой: банки «поправляли» балансы, размещая активы в закрытых паевых фондах (ЗПИФ). «В ЗПИФ можно отдать плохой кредит и получить на балансе «долевой инструмент» лучшего качества, - объясняет президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов. - Но ЦБ потребовал создавать резервы в соответствии с переданными в фонд активами».

«Сама по себе «упаковка» имущества в ЗПИФ не криминальна, но многие банки вносили в ЗПИФы самое разное имущество, искусственно расторговывали паи на бирже, и тогда действительно могли возникать признаки манипулирования, - говорит управляющий директор УК «Велес менеджмент» Станислав Бродский. - ЦБ смог убедить банки, что без четких признаков ликвидности таких паев он как минимум заставит создавать под них резервы как под обычные кредиты».

Теперь настала пора векселей - только банки выпустили их почти на 900 млрд руб. (см. график).

Использование векселей для улучшения отчетности не исчерпывается лишь описанной Поздышевым схемой, продолжает Парфенов: «Можно нарисовать векселя, пустить их по кругу компаний - векселя вернутся в банк, и, хотя у кого-то баланс ухудшится, это неважно. Можно на не очень большой срок выдавать копии векселей за имеющиеся на балансе, а по возвращении денег копию уничтожать». ЦБ боролся с этим путем инвентаризации, знает Парфенов: если номера векселей у двух банков совпадают, это повод разбираться, у кого копия. Векселя, как и кредиты, требуют резервирования, но эти суммы незначительны по сравнению с возможностью закрыть дыру в балансе - например, приукрасить ситуацию с проблемными заемщиками. «Заемщик гасит кредит векселем, получает новый кредит и выкупает вексель - он надежный заемщик, кредит не просрочен, банк высвобождает резервы и показывает прибыль», - говорит Парфенов.

ЦБ и так в последние годы очень ограничил вексельный рынок: банкам все сложнее покупать векселя под небольшой резерв, им приходится анализировать векселедателя как заемщика, и на рынке остались только прозрачные и понятные компании. «Вексель непервоклассного заемщика не востребован на рынке и заметен в балансе, вряд ли теперь и банковские векселя можно свободно использовать для махинаций, - полагает Бродский. - Скорее у ЦБ не доходили руки до этой оставшейся специфической ниши».

ЦБ не против использования векселей как обеспечения, но будет пресекать схемы, заявил Поздышев: «Надо отделить зерна от плевел, и этим мы будем заниматься в ближайшие квартал-два».