Россияне почти не пользуются возможностью отказаться от кредитной страховки

Ситуация может измениться: возвращать заемщикам страховку начал Сбербанк
Россияне почти не пользуются возможностью вернуть полис, купленный вместе с кредитом: многие просто не знают о ней/ Д.Абрамов/ Ведомости

Возможность отказаться от кредитной страховки появилась у заемщиков с июля 2014 г. вместе с введением «периода охлаждения» для потребительских кредитов: время, в течение которого заемщик может отказаться от взятого кредита.

Сбербанк дает клиентам две недели, в течение которых он может расторгнуть договор страхования и вернуть все деньги, заявил гендиректор «Сбербанк страхование жизни» Максим Чернин: «Такая опция уже год действует по продуктам инвестиционного, накопительного, рискового страхования жизни и «коробочным» продуктам защиты близких, не связанных с кредитом, процент возврата небольшой – 3%».

Вернуть полис можно и ХКФ-банку – с мая 2014 г., сообщил его представитель: аккредитованные банком страховщики («Хоум кредит страхование», «Ренессанс страхование», Региональная страховая компания) дают заемщику право отказаться от полиса в течение 30 дней с возвратом 100% стоимости страховки. Полис начинает действовать с момента оплаты, но страховка включена в стоимость кредита, уточнил специалист колл-центра: стоимость страховки вернется на счет клиента и может быть направлена, например, на погашение кредита.

Похожая система есть у Промсвязьбанка (действует 30 дней), сообщили в пресс-службе. Полгода назад она появилась у Бинбанка, но доля возвратов невелика, говорит замдиректора департамента разработки розничных продуктов Юлия Тузовская, не уточняя цифр. К введению такого периода готовится Альфа-банк, предполагается, что клиент сможет вернуть страховую премию в одностороннем порядке в течение 14 дней с заключения договора для всех видов добровольного страхования, отмечает представитель банка. «ВТБ 24», Банк Москвы, «Русский стандарт», «ХМБ Открытие» таких услуг не предоставляют, сообщили в пресс-службах.

Предлагать взамен повышенную ставку банку невыгодно – она войдет в расчет полной стоимости кредита, а чем она выше, тем ниже достаточность капитала. Наличие полиса не является обязательным условием выдачи кредита, заверяют банки, но на деле отказаться от страховки все еще непросто.

«После введения закона о потребительском кредите жалоб на навязывание страховок банками почти не было, но сейчас они возобновились. Сначала года их порядка 10 шт.», – говорит замруководителя антимонопольной службы Андрей Кашеваров: в сравнении с числом заключенных договоров это мало, но жалуются лишь самые активные. Косвенно наличие проблемы подтверждают заработки банков на комиссиях от продажи страховок, которые исчисляются миллиардами, считает он: комиссии страховщика банку-агенту составляют 70–95% стоимости полиса (см. график).

«Это очень тяжелая проблема, по частоте жалоб она на третьем месте после отказа в реструктуризации кредита и воровства денег с карт, – отмечает финансовый омбудсмен Павел Медведев. – Люди пишут, что не смогли вернуть деньги или им выплатили ничтожно маленькую сумму. Некоторые компании не возвращают деньги за страховку и при досрочном погашении кредита».

Некоторые крупные игроки уже позволяют заемщикам вернуть деньги за страховку.

«У клиента при повторном прочтении договора всегда возникают дополнительные вопросы, ответы на которые могут не удовлетворить его, и тогда начинаются дискуссии», – говорит он, не отрицая, что в Сбербанке введение «периода охлаждения» ускорили обращения клиентов, например, по кредитному страхованию жизни с риском потери работы. «Мы даем клиентам возможность в течение 14 дней прийти и забрать все уплаченные деньги без потерь», – заверяет Чернин, обещая в апреле распространить этот механизм на 90% продуктов кредитного страхования.

Это распространяется только на договоры страхования, которые еще не вступили в силу, объясняет директор по продуктам «Сбербанк страхование жизни» Павел Деньгин: если вернуть все деньги по вступившему в силу договору, у компании возникнут налоговые последствия. Единственная технологическая схема – отложенное вступление договора в действие, говорит он: клиент покупает полис, подписывает договор, оплачивает услугу, но страховая защита начинает действовать через две недели.

Если страховка не привязана к кредиту, деньги не возвращаются, отметил сотрудник колл-центра ХКФ. Какая доля страховок, выданных заемщикам, возвращается, представитель банка не раскрыл.

Как правило, возврата страховки требуют лишь 5% клиентов, говорит руководитель розницы крупного банка, большинство заемщиков понимают это, лишь когда все сроки прошли, потому реально возвращают деньги единицы.

«Это должно стать нормой по крайней мере в банкостраховании, где клиент приходит в банк не для покупки полиса», – отметил Чернин. Вероятно, в условиях ужесточения требований к заемщикам и падения спроса на кредиты такая опция может привлечь заемщика, рассуждает госбанкир.

На «период охлаждения» идут банки, где ставка по кредитам не зависит от наличия страховки и которые не ориентируются на комиссию от продажи полисов как на основной источник дохода, отмечает директор по страховым рейтингам RAEX Алексей Янин: введение «периода охлаждения» улучшит имидж как банка, так и страховой компании и снизит вероятность претензий. В реальности лишь небольшое число людей воспользуются такой возможностью, уверен он.

Если вы знаете, что сможете дополнительно подумать дома и вернуть страховку и деньги, то это всегда вызывает доверие клиента, при этом большой шанс, что клиент не вернет полис, согласен Кашеваров.