ЦБ намерен реформировать ставку MosРrime

Регулятор будет аккредитовывать банки, участвующие в ее расчете, и, возможно, расширит их число
Е.Разумный

Недавний аудит одного из основных индикаторов межбанковского рынка – MosРrime выявил существенные недостатки, заявила первый зампред ЦБ Ксения Юдаева: «Нуждаются в совершенствовании и внутренняя технология, используемая банками-контрибьюторами (участниками), и процессы взаимодействия контрибьютора с расчетным агентом, администратором, и контрольные процедуры» (цитата по «Интерфаксу»).

MosPrime формируется по методике, схожей с применяемой для мирового индикатора LIBOR и европейского EURIBOR – на основе заявляемых крупнейшими банками (контрибьюторами) ставок рублевых межбанковских кредитов overnight, на одну-две недели, а также на 1, 2, 3 и 6 месяцев.

Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) с 2008 г. рекомендует MosPrime в качестве справочной рублевой процентной ставки при операциях с рублевыми финансовыми инструментами (в том числе деривативами) на мировых валютных и денежных рынках. В частности, на Московской Бирже обращаются фьючерсные контракты на ставку MosPrime, а ряд банков – «Дельтакредит», «Юникредит» и другие, в последнее время стал выдавать ипотечные кредиты с привязкой к MosPrime.

«Плавающая ставка набирает популярность в России, особенно после декабря, когда рыночные ставки стали резко меняться, – говорит бывший исполнительный директор Национальной валютной ассоциации (НВА) Василий Заблоцкий. – Например, ЕБРР использует рублевые индикаторы в своих инструментах, Минфин выпустил ОФЗ с привязкой к RUONIA».

Сейчас участниками MosPrime являются девять банков – «Альфа-банк», ВТБ, ВЭБ, Газпромбанк, «ИНГ банк Евразия», Райффайзенбанк, Россельхозбанк, Сбербанк и Юникредитбанк, ставка считается как среднее арифметическое их заявок с отсечением крайних значений. В разное время их число банков колебалось от 7 до 11. До начала апреля оператором ставки была НВА, сейчас, в связи с объединением, все права перешли к Национальной фондовой ассоциации (НФА), рассказал Заблоцкий.

Одной из мер, планируемых ЦБ, будет разработка инструкции по добровольной аккредитации банков, основная цель которой - избежать манипулирования, заявила директор департамента развития финансовых рынков ЦБ Елена Чайковская. «У банка могут быть собственные контракты с привязкой к индикатору, и он может получить дополнительную прибыль, изменив ставку в день расчета», – объясняет Заблоцкий.

Проблема манипулирования LIBOR была поднята после кризиса 2008 г., в результате чего банки Barclays, Royal Bank of Scotland и UBS признали вину и выплатили крупные штрафы. ЦБ был обеспокоен вероятностью манипулирования и в случае с MosPrime, но признаков не обнаружил, рассказал директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. «Совершенно нет ощущения, что MosPrime не отражает реальность – если бы рынок был 14%, а индикатор показывал 15%, вопросы бы возникли, но такого не было», – говорит казначей Совкомбанка Владимир Быков.

Сейчас у регулятора остались лишь опасения, что «MosPrime остается чувствительной к позиции отдельно взятых контрибьюторов», – объяснил он. Но чтобы ЦБ смог в обязательном порядке назначать контрибьюторов и расширять их состав, потребуются изменения законодательства, отметил Моисеев.

После скандала с LIBOR и EURIBOR Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) выработала требования к индикаторам, и 90% индикаторов НВА уже соответствуют этим требованиям, говорит Заблоцкий. Проблема MosPrime – в том, что в каждом банке процедура выдачи информации разная, а НВА боролась прежде всего за гарантию отсутствия манипулирования, так что методику вполне можно дорабатывать и стандартизировать, полагает он.

«Аккредитация – не столько требования ЦБ, сколько международный тренд: регуляторы других стран строят так работу на своих рынках, и ЦБ хочет довести нас до этого уровня, – говорит президент НФА Константин Волков. – И действует даже несколько с опережением, не принимая во внимание, что наш рынок не настолько развит». Однако сама по себе аккредитация не гарантирует от манипуляций: если банки были в сговоре, то они останутся в нем, отмечает Быков.

Казначеи банков признают необходимость изменений, но претензий к MosPrime не имеют. «Во всем мире пытаются корректно реформировать индикаторы, им стало уделяться очень много внимания: когда LIBOR только появился, работающие с ним могли учесть недостатки методики, но когда весь рынок ориентируется на один-два бенчмарка, властям приходится вмешиваться, – говорит зампред правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов. – Как с любой монополией: если нет конкурента и она слишком разрастается, приходится что-то делать». ЦБ также использует ставку RUONIA, разработанную с его активным участием, и она основана не на декларациях, а на реальных сделках, так что реплики в адрес MosPrime понятны, отмечает зампред правления Инвестторгбанка Алексей Салащенко.