ЦБ намерен бороться с пенсионным спонсорством

Ему не нравится, когда частные пенсионные фонды используют накопления клиентов как источник бесплатных денег для проектов акционера
ЦБ хочет ввести ответственность для негосударственных пенсионных фондов за недобросовестное инвестирование/ Е. Разумный/ Ведомости

Центробанк намерен ввести ответственность для НПФ за недобросовестное инвестирование накоплений, сообщил директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Филипп Габуния: «Если НПФ проинвестировал не должным образом, то фонд что-то должен компенсировать».

«Плати за риск»

«Речь идет о попытке использовать ресурс, который тебе доверили. Можно инвестировать в строительство, рискованный проект, но плати за этот риск, это должно быть не ниже доходности по ОФЗ», – объяснил суть проблемы Габуния (цитата по «Интерфаксу»).

В отличие от банков, у которых четко определены обязательства, например выплатить 10% по депозиту, у НПФ такой ответственности нет, отметил Габуния. Фонды заявляют, что работают в интересах клиентов и большую часть дохода отдадут им, но какой доход, заранее определить невозможно, говорит он. «Это создает определенные риски недобросовестного поведения – как... набрать на себя избыточных рисков, так и с точки зрения набрать их подешевле, – в том числе инвестируя в связанные проекты, в дружественные, в кросс-вложения», – обеспокоен Габуния. Регулятору кажется, что «здесь ответ может быть только один – ответственность фонда за то, что он работает в интересах доверителя и при выборе объектов для инвестирования он сравнивает с аналогами».

Вот пример «не должного инвестирования». В прошлом году, проверяя НПФ перед приемом их в систему гарантирования накоплений, ЦБ тщательно изучал, какие бумаги фонд купил на средства накоплений, какой доход принес этот актив и сколько фонд начислил на счета застрахованных, рассказывали топ-менеджеры шести крупных фондов. Выявлялось немало случаев, когда фонд вложил накопления в паи закрытого ПИФа или ипотечные бумаги, в которые «упакованы» бизнес-центры владельцев фонда, и по этим паям фонд за три года отразил на счетах клиентов доходность минус 3% годовых, рассказывают собеседники «Ведомостей».

При этом формально такие активы всем требованиям, установленным ЦБ, удовлетворяют, сделки совершались на бирже и управляющий фондом умеет объяснить, почему такая доходность, говорят они. У ЦБ был рычаг воздействия. «Хотите пройти в систему – улучшите структуру активов и доначислите доход», – описывают руководители двух НПФ из топ-15. «Фонд продавал эти паи на 20% выше балансовой стоимости (выкупала структура акционера фонда), этот доход отражал на счетах застрахованных, т. е. фактически акционер за счет собственных средств компенсировал доходность клиентам НПФ», – приводит пример пенсионный юрист.

Представитель ЦБ подтверждает, что прецеденты недобросовестного инвестирования «были» и «НПФ компенсировали недополученный доход».

Участников рынка беспокоит, каким методом будет решаться проблема «пенсионного спонсорства». «Как оценивать, должное инвестирование или не должное, какой должен быть ориентир?» – недоумевает гендиректор компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. Габуния в качестве примера привел доходность ОФЗ. «Но если считать недобросовестными все инвестиции с доходом ниже ОФЗ, то фактически для фондов вводится требование минимальной гарантированной доходности – это противоречит рыночным принципам», – считает он.

Инвестирование в проекты акционеров фонда – не нарушение, заявлял ранее сотрудник ЦБ: «Главное – чтобы такие активы соответствовали требованиям по качеству и надежности и обеспечивали клиентам рыночный доход, а не использовались как источник дешевых денег для акционеров».

Представитель ЦБ заверяет, что доходность ОФЗ не будет ориентиром при определении признаков недобросовестного инвестирования.

Регулятор будет проводить анализ портфеля и если выяснится, что фонд или управляющая компания действовали не в интересах застрахованного, то «НПФ могут быть предъявлены претензии... в сумме недополученной прибыли [застрахованного]», предупредил Габуния. Из каких средств НПФ должны будут компенсировать клиентам недополученный доход, пока неясно, «эти вопросы находятся в стадии обсуждения», сказал представитель ЦБ.

«В любом стаде найдется паршивая овца – при наличии злого умысла можно и через покупку облигаций выводить деньги. И что теперь – запретить покупать облигации?» – говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. Выявлять и бороться с недобросовестным инвестированием помогло бы право мотивированного суждения у ЦБ – иначе подход будет формальным, убежден он.

«Самый сложный вопрос – как оценивать, – признает Габуния. – Если нарисовать универсальную формулу, ее всегда будут обходить».