Visa и MasterCard уже сегодня могут обратиться за лицензией на обработку платежей в юанях

Но легкого пути не будет – в Китае их поджидает монополист UnionPay
Visa и MasterCard придется сражаться с UnionPay/ AFP

С сегодняшнего дня иностранные платежные системы, включая Visa и MasterCard, могут подавать заявки на получение лицензии, позволяющей работать на внутреннем рынке Китая. Размер китайского рынка составляет $7 трлн в год, в конце 2014 г., по официальным данным, в обороте было 4,9 млрд карт. По некоторым прогнозам, к 2020 г. китайский рынок пластиковых карт станет крупнейшим в мире.

Но этот рынок для иностранных платежных систем закрыт. На нем доминирует China UnionPay, созданная Народным банком Китая. Сейчас 85% ее капитала принадлежит китайским государственным банкам. UnionPay работает с 80% местных пластиковых карт, на которые в 2014 г. приходилось 72% платежей (данные Datamonitor). Ограничивать монополиста Китаю приходится не по своей воле: в 2012 г. ВТО, рассмотрев жалобу США, обязала Китай не дискриминировать глобальные платежные системы. В октябре 2014 г. китайское правительство приняло решение о допуске на этот рынок иностранных игроков, в апреле были опубликованы правила их работы в Китае. На решение о выдаче лицензии зарубежным платежным системам у китайских властей будет три месяца, через год после получения лицензии они смогут начать работу.

Загадочный депозит Visa

Платежные системы, которые не успели подключиться к Национальной системе платежных карт (НСПК) до 31 марта или получить статус национально значимых, внесли обеспечительный взнос в ЦБ, заверяла в пятницу депутатов Госдумы зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. ЦБ ранее заявлял, что в срок до 31 марта передать трафик операционно-клиринговому центру НСПК смогла лишь MasterCard. Visa не успела и, таким образом, обязана была начать формирование взноса не позднее 30 апреля 2015 г. Morgan Stanley оценивал размер двухдневного оборота Visa в $950 млн. Представитель Visa ситуацию с депозитом не комментирует, однако указывает, что 27 мая Visa завершила перевод процессинга всех внутрироссийских транзакций в НСПК. По состоянию на 28 мая Visa не платила обеспечительный взнос в ЦБ, знают несколько банкиров и сотрудников других платежных систем. «Visa не платила ни штрафа, ни взноса», – говорит сотрудник одного из госбанков, другой банкир это подтверждает: платежная система должна была перевести трафик на НСПК до 1 июня, что освобождало ее от уплаты взноса. «Visa полностью перевела процессинг на НСПК до конца мая и уложилась в срок, иначе попала бы на депозит», – подтвердил источник, близкий к ЦБ. JCB внесла депозит, рассказал источник, близкий к компании. «У JCB не такие большие обороты, поэтому сумма первого взноса для этой МПС посильная», ­– объясняет он. American Express в апреле готовилась внести депозит, рассказывал источник, близкий к системе.

По оценке аналитика Barclays Даррина Пеллера, выход на китайский рынок позволит Visa и MasterCard к 2023 г. обрабатывать вдвое больше платежей. Но бороться с UnionPay им будет непросто. «Visa и MasterCard придется создавать инфраструктуру, нанимать людей и покупать оборудование – и практически все с нуля», – говорит бывший генеральный менеджер китайского подразделения MasterCard Джеймс Чен.

«Правила – это хорошо, но правила в Китае не то же самое, что правила в США», – предупреждает аналитик Sandler O’Neill Кристофер Донат (цитата по Bloomberg). Тем не менее за три дня после публикации правил работы иностранных платежных систем в Китае акции Visa и MasterCard подорожали примерно на 4%.

Visa (капитализация – $168,65 млрд) работает в 200 странах, MasterCard ($107 млрд) – в 210. У Visa в обороте 2,04 млрд карт, у MasterCard – 1,32 млрд.

MasterCard будет проще, чем Visa, осваивать китайский рынок, поскольку в 2010 г. она договорилась с UnionPay о выпуске кобрендинговых карт, которые китайцы могут использовать за рубежом. Поэтому каждый процент рынка, отвоеванного у UnionPay, увеличит прибыль на акцию у MasterCard на $0,03–0,06, а у Visa – лишь на $0,02–0,04, полагает Пеллер. «В ближайшее время Visa и MasterCard не добьются доминирования в Китае, – соглашается Тристан Хьюго-Вебб из Mercator Advisory. – Но даже небольшая доля на этом рынке позволит им сильно укрепить позиции».

Использована информация DJ, FT