Генпрокуратура напомнила своим сотрудникам, что они могут участвовать в тяжбах банков с ипотечными заемщиками

Это повышает шансы граждан отстоять свои права
Обычно прокуроры участвуют в заседаниях суда при рассмотрении иска о выселении, особенно если выселяют семью с детьми/ Д. Абрамов/ Ведомости

Для неукоснительного соблюдения прав граждан и единообразного применения законодательства Генпрокуратура в декабре 2014 г. направила в субъекты РФ информационное письмо о том, что прокуроры могут участвовать в делах о взыскании залога в погашение задолженности по валютным ипотечным кредитам. Об этом говорится в ответе ведомства на запрос депутата Дмитрия Ушакова. Возможность вступления прокурора в рассмотрение таких дел обеспечена Гражданским процессуальным кодексом (ГПК), поскольку удовлетворение требований банков ведет к выселению людей из принадлежавших им квартир, отмечает Генпрокуратура.

Это касается всех ипотечных кредитов, а не только валютных.

Информационные письма, по сути, разъяснения для прокуроров, объясняет Ушаков. Генпрокуратура сочла необходимым напомнить коллегам на местах об этом положении ГПК, предполагает партнер Tertychny Law Иван Тертычный.

Не обязаны

Прокурор может вступить в судебный процесс по таким делам добровольно, но это не входит в его обязанности, говорит Кочерин. Чтобы прокурор мог вступить в процесс, ему кто-то должен сообщить о рассмотрении дела. Сами граждане просто не знают, что могут обратиться к прокурору.

Банк «Дельта кредит» до сих пор не сталкивался с участием прокурора в процессах по обращению взыскания на заложенное имущество, говорит его представитель.

Обычно прокуроры участвуют в заседаниях суда при рассмотрении иска о выселении, особенно если выселяют семью с детьми, говорит Ушаков, однако в ГПК есть лазейка: отсутствие прокурора не является препятствием для рассмотрения дела о выселении.

Изъятие заложенного имущества не всегда подразумевает выселение – должник не обязательно проживает в заложенной квартире, отмечает Тертычный. Например, люди покупают квартиры для детей, в том числе в ипотеку, и сдают в аренду, пока дети не выросли.

Эта проблема касается в основном неплатежеспособных граждан, у них, как правило, нет средств, чтобы нанять юристов, говорит управляющий партнер юрфирмы «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин. В результате нарушаются права граждан: он приводит пример, что из квартиры могут быть выселены несовершеннолетние лица без предоставления другого жилья. Участие прокурора в процессе могло бы сильно помочь гражданам, считает Кочерин, это была бы юридическая поддержка для них, поскольку в суде можно бороться за снижение неустоек и процентов. Банки могут также насчитать лишние комиссии, завысить неустойку, продолжает он, и без участия специалиста гражданин сам вряд ли сможет отстоять свои права.

Участие в деле прокурора хоть и создает некую гарантию соблюдения законности, мало что меняет, возражает Тертычный: обычно дела об изъятии ипотечного имущества являются следствием неплатежей по кредиту, что банк может легко доказать. Поэтому присутствие прокурора в процессе заемщику обычно не помогает – слишком уж все очевидно. Если у заемщика имеется задолженность, банк во всех случаях успешно реализует свое право на обращение взыскания на заложенное имущество, подтверждает представитель «Дельта кредита».

Запрос в Генпрокуратуру остался без ответа.