Barclays прощается с глобальными амбициями

Он сосредоточится на трех ключевых рынках – Англии, США и Южной Африке
Британский Barclays прощается с глобальными амбициями/ М. Блинов для Ведомостей

Джон Макфарлейн по прозвищу Мак Нож в апреле стал председателем совета директоров Barclays, 8 июля уволил его гендиректора Энтони Дженкинса и взял управление банком на себя. Дженкинс так и не смог убедить совет директоров, что у него есть ясная стратегия управления банком после кризиса.

«Мы не хотим быть инвестбанком, работающим в 100 странах, – отмечает Макфарлейн, – нам не нравится заниматься тем, что не приносит денег». По его словам, масштаб не позволяет Barclays конкурировать в этом бизнесе с банками США и поэтому он сфокусируется на розничном и коммерческом бизнесе в Великобритании, инвестбанкинге в США и Европе, работе с кредитками и африканском бизнесе. В 2014 г. Barclays закрыл 100 отделений в Великобритании, сейчас их 1448. Макфарлейн не хочет новых сокращений: «Я особенно против того, чтобы закрывать последний банк в городе».

Вместо отделений Макфарлейн намерен сокращать расходы и штат Barclays. Сейчас банк из 100 заработанных фунтов расходует 64, а у австралийского ANZ Bank, которым Макфарлейн руководил в 1997–2007 гг., это отношение 45% (за это его и прозвали Нож). Теперь Макфарлейн ставит задачу снизить отношение операционных расходов к доходам Barclays до 50%. К 2017 г. он намерен сократить непрофильные активы с 57 млрд фунтов ($89 млрд) до 20 млрд фунтов.

Уже после увольнения Дженкинса британские СМИ сообщили, что Barclays к 2017 г. сократит штат на 30 000 до 100 000 рабочих мест. Макфарлейн заявил, что помимо 19 000 сокращений, о которых банк сообщал год назад, пока решения нет.

Акционеры Barclays «проявляют невероятное терпение, видя, что котировки остаются на уровне 2009 г.», полагает Макфарлейн. Но он просит их потерпеть еще: Barclays отказался от объявленных планов тратить на дивиденды 40–50% прибыли.

Дженкинс, за приверженность этике получивший прозвище Святой Антоний, перессорился с инвестбанкирами Barclays из-за обещаний радикально сократить их вознаграждения. Но его усилия принесли плоды. Во II квартале прибыль инвестбанковского подразделения до уплаты налогов выросла на 35% до 765 млн фунтов.

Прибыль всего Barclays выросла на 8,8% до 1,85 млрд фунтов ($2,9 млрд), совпав с ожиданиями аналитиков. Чистая прибыль увеличилась до 1,15 млрд с 161 млн фунтов годом ранее благодаря учету дохода от поглощения бизнеса Lehman Brothers. Капитал первого уровня увеличился на 50 б. п. до 11,1%.

Дженкинса «стоит поздравить» с этими результатами, отметил Макфарлейн: «Мы ведь ясно говорили, что его отставка не имеет отношения к финансовым результатам».

«Цифры у Barclays хорошие, – говорит директор по инвестициям Rathbone Brothers Джулиан Чиллингуорт, – но сейчас главный вопрос не про цифры, а по поводу нового руководителя банка и его стратегии» (цитата по Bloomberg).

Использована информация WSJ, FT