Оценки национального агентства будут стоить от 1 млн рублей в год

В первый год работы АКРА намерено присвоить 100 рейтингов
Национальное рейтинговое агентство будет неплохо зарабатывать на рейтингах/ Д. Гришкин/ Ведомости

Стоимость присвоения рейтингов от Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА, создается по инициативе ЦБ) будет начинаться от 1 млн руб. в год. Бизнес-план агентства обсуждался на прошлой неделе будущими акционерами агентства и первым вице-президентом Газпромбанка Екатериной Трофимовой, которая курирует его создание. О ценах знают два участника совещания, а также два человека, знакомых с его итогами. «Стоимость – 1–3,5 млн руб. за рейтинг эмитента в национальной шкале, цена в том числе зависит от отрасли», – рассказал один из них.

В первый год работы АКРА намерено присвоить 100 рейтингов, за три года – 200, таков план создателей агентства, рассказали собеседники «Ведомостей»: речь идет о присвоении рейтингов эмитентам по национальной шкале. Трофимова отказалась комментировать стоимость рейтингов.

В интервью «Ведомостям» она говорила, что стоимость рейтингов будет «очень внушительная цифра». При этом, по ее словам, будет гибкая градация в зависимости от размера активов, которая позволит обращаться за рейтингами и небольшим компаниям: «Бизнес-план и ценовая политика еще только обсуждается с акционерами и будут утверждаться более чем через месяц. Сейчас обсуждаются некоторые варианты, но они могут меняться. Более того, по некоторым категориям потенциальных клиентов, в например для субсуверенных заемщиков (субъекты России) и сделок секьюритизации, ценовая политика еще не разрабатывалась. Также по некоторым категориям может разработана возможность пакетных предложений (присвоение рейтингов всей группе компании)».

Плата за качество

Новые надзорные требования значительно повышают операционную нагрузку на рейтинговые агентства, говорила в интервью «Ведомостям» Трофимова, обеспечение качества рейтингового процесса – дорогое удовольствие.

«Цифры не маленькие, с учетом того что это рейтинг только по национальной шкале», – говорит сотрудник агентства «большой тройки» (Fitch, Moody’s, S&P). Получение рейтинга у «большой тройки» обходится компаниям в $50 000–100 000 в год, рассказывает бывший сотрудник одного из агентств. Средняя цена – 50 000 евро в год, добавил сотрудник другого агентства: «Но к нам обращаются за международным рейтингом». «Большая тройка», по его словам, зарабатывает не на присвоении рейтингов компаниям, а на рейтингах ценных бумаг: «Обычно это процент от размера выпуска. Для бумаг в валюте это примерно 0,05% от выпуска, для рублевых – 0,02%. Рейтинги регионам вообще можно назвать имиджевым проектом с точки зрения цены».

«В хорошие времена (2010–2013 гг.) крупные компании платили по $1 млн за рейтинг бондов. Выйти в прибыль только за счет присвоения рейтингов эмитентам нереально», – подтверждает бывший сотрудник агентства «большой тройки». В России возможности рейтинговать локальные облигации очень ограничены, сетует Трофимова. «У нас некорректно сформулированы рейтинговые требования во многих регулятивно-надзорных и внутри корпоративных документах. В большинстве из них разрешена вариативность - использовать рейтинг эмитента или рейтинг эмиссии. Но очень часто рейтинг эмитента, например, у корпоратов выше, чем рейтинг эмиссии. Поэтому зачастую они даже не получают рейтинг эмиссии на выпуски внутренних облигаций», – рассказывает она.

Поэтому российские агентства зарабатывают на присвоении рейтингов эмитентам. По словам сотрудников нескольких из них, оно обходится в 200 000–600 000 руб. «Стоимость определяется в зависимости от объекта (масштаба и типа бизнеса), объема работы и сроков», – говорит гендиректор «Рус-рейтинга» Александр Зайцев, но стоимость своих рейтингов не раскрывает.

«Рейтинги должны быть качественными и потому могут быть дорогими. Самое худшее – это конкуренция по цене, которая до добра уже не довела», – считает замминистра финансов Алексей Моисеев.