Баффетт сделал миллионерами сотни людей

За 50 лет управления Berkshire он превратил убыточную компанию в $300-миллиардный холдинг
Уоррен Баффетт обещал отдать почти все свое $62-миллиардное состояние на благотворительность/ Wilfredo Lee/ AP

Зимним вечером 1981 г. продавец коллекционных моделей поездов Эд Прендевилл оказался в Омахе. Он вспомнил, что в этом городе живет Уоррен Баффетт – инвестор, про которого он читал, когда учился в университете. Прендевиллу понадобилось два года, чтобы скопить $1300 и купить на них свои первые акции Berkshire Hathaway. Сейчас одна акция Berkshire стоит более $200 000. «Это моя подушка безопасности», – говорит 64-летний Прендевилл.

Юрист из штата Невада Фрэнк Фицпатрик в 1976 г. купил 200 акций Berkshire по $40 за штуку. За 14 месяцев они подорожали вдвое, и Фицпатрик решил их продать, но вскоре об этом пожалел и купил снова – еще дороже. В 1995 г. Фицпатрик купил дом на озере Тахо, и, когда семья собралась на новоселье, у него был повод сказать: «Спасибо, Уоррен». Еще часть акций 72-летний инвестор передал в благотворительный образовательный фонд, остальное достанется его детям.

Сам Баффетт (85 лет) обещал отдать почти все свое $62-миллиардное состояние на благотворительность и ждет, что так же поступят и многие его акционеры.

Держать вечно

«Если вы не собираетесь держать акции 10 лет, даже не думайте о том, чтобы купить их на 10 минут. Собирайте портфель из акций компаний, совокупный доход которых будет с годами расти: то же самое будет с рыночной стоимостью вашего портфеля». Из письма Уоррена Баффетта акционерам Berkshire в 1996 г.

Баффетт знаменит неприхотливыми вкусами. Он живет в доме, который купил в 1958 г. за $31 500, завтракает в ближайшем McDonald’s, ездит на Cadillac, который сам же и водит, и платит себе $100 000 в год. Акционеры Berkshire – от портфельных управляющих и топ-менеджеров до фермеров и раввинов – тоже не любят расставаться с деньгами. Когда они собираются в Омахе на годовое собрание, официанты, обслуживающие их во время торжественного обеда, жалуются на скупые чаевые.

Только в Портленде у Berkshire сотни акционеров, ставших миллионерами. Помог им в этом управляющий Марк Холлоуэй. Про Berkshire ему рассказал инвестиционный гуру Бен Грэхем, которого Баффетт считает своим учителем. Холлоуэй начал покупать акции Berkshire для клиентов в начале 1970-х гг.

Джим Халперин из штата Даллас, основавший аукционную фирму по продаже редких монет, купил свои первые акции Berkshire в 1995 г., когда они стоили $30 000 за штуку. Сейчас его пакет оценивается в $19 млн. По примеру Баффетта Халперин жертвует четверть годового дохода местным благотворительным фондам и планирует вместе с женой передать все состояние на благотворительность.

В марте жители Омахи Билл и Руфь Скотт присоединились к благотворительной акции Giving Pledge, инициированной Гейтсом и Баффеттом: они призывают миллиардеров при жизни пожертвовать половину состояния на благотворительность. Скотт был первым сотрудником инвестиционного партнерства, основанного Баффеттом в начале 1960-х гг., и за время работы в Berkshire он стал богатым человеком. «Руфь – девушка деревенская и любит сравнивать «кучу денег» (a pile of money) с «кучей навоза» (a pile of manure), – говорит Скотт, – ни от одного, ни от другого нет большой пользы, если их не раздашь».

Прендевилл почти всю прибыль от бизнеса стал инвестировать в акции Berkshire. Часть из них он положил на счета детям, а часть – на собственный пенсионный счет. Хватало даже на оплату дорогостоящего хобби сыновей – вождения гоночных автомобилей. В 2007 г. у Прендевилла был обнаружен рак. Без акций Berkshire ему было бы трудно оплатить лечение, которое не покрывала страховка: «А так я смог выписать чек». Сейчас Прендевилл думает, как распорядиться своим состоянием, чтобы деньги принесли наибольшую пользу.

WSJ, 21.10.2015, Татьяна Бочкарева